Управление ассортиментом выпускаемой предприятием продукции

курсовая работа

3. Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Анализ сильных и слабых сторон предприятия служит для того, чтобы определить какие области деятельности и функции предприятия нуждаются в улучшении.

Анализ проводится по отдельным параметрам, которые влияют на конкурентоспособность и определяют успех предприятия.

Таблица 3. Оценка сильных и слабых сторон фирмы

Группы показателей

Оценка позиции

1

2

3

4

5

1. Финансы

1. Структура активов

*

2. Потребительский кредит

*

3. Инвестиционные ресурсы

*

4. Движение денежной массы

*

5. Положение по безубыточному ведению дел

*

6. Отношение объема продаж к стоимости активов

*

7. Отношение основного и оборотного капитала

*

8. Эффективности выполнения бюджета предприятия

*

9. Новые инвестиции

*

2. Организация и управление

1. Отношение численности АУП к численности рабочих

*

2. Система коммуникаций

*

3. Четкость разделение полномочий и функций в аппарате управления

*

4. Текучесть управленческих кадров

*

5. Качество используемой в управлении информации

*

6. Скорость реагирования управления на происходящие изменения

*

7. Число уровней управления

*

3. Маркетинг

1. Доля рынка сбыта, контролируемая фирмой

*

2. Репутация товаров на рынке

*

3. Расходы по сбыту товаров

*

4. Уровень обслуживания потребителей

*

5. Организационные и технические средства для сбыта продукции

*

6. Торговый аппарат фирмы

*

7. Цены на товары и услуги

*

8. Число потребителей товаров и услуг

*

9. Качество поступающей о рынке информации

*

4. Рабочая сила

1.Общее число работников фирмы

*

2. Торговый и сбытовой персонал

*

3. Менеджеры среднего звена

*

4. Менеджеры высшего звена

*

5. Расходы на обучение и подготовку кадров

*

6. Текучесть кадров

*

Оценивая сильные и слабые стороны завода можно сделать вывод, что позиция предприятия на рынке в целом устойчива. Предприятие обеспечено собственными средствами, однако проявляет инвестиционную активность, имеет неэффективное управление финансами. Ведется отлаженная сбытовая и рекламная политика. К сильной стороне в конкурентной борьбе можно отнести четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления, квалифицированный персонал.

Маркетинг.

Межотраслевая диверсификация бизнеса и органичное технологическое единство нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства позволяет предприятию:

-оптимизировать структуру производственной программы в рамках имеющихся возможностей диверсификации с целью максимизации доходов предприятия;

-снизить конъюнктурные риски, адаптируя маркетинговую политику с учетом различной рентабельности сегментов нефтепереработки и нефтехимии.

В целом, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» обладает достаточно сильной конкурентной позицией на отечественном рынке. Ключевыми факторами успеха Общества являются отличная репутация перед потребителями, гибкость производства, высокая квалификация персонала, способность оперативного реагирования на динамику рыночных условий, а так же широкий ассортимент предлагаемой продукции (от нефтепродуктов до нефтехимических продуктов).

Производство.

«Салаватнефтеоргсинтез» имеет интегрированный цикл глубокой переработки сырья - от покупки нефти до продажи продуктов переработки конечным потребителям. По глубине переработки нефти ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» занимает ведущие позиции в отрасли. В 2007г. этот показатель составил 78,1%, что выше среднеотраслевого значения 72%. Продукция глубокого передела обладает более высокой добавленной стоимостью. Кроме того, цены на нефтехимическую продукцию более устойчивы по сравнению с ценами на сырую нефть или природный газ.

Объединение всех технологических процессов на одной промышленной территории позволяет гибко подходить к вопросам управления сырьевыми потоками внутри компании, обеспечивать оптимальную загрузку мощностей, эффективно управлять затратами.

Предприятие имеет резерв (~ 30%) незагруженных производственных мощностей, что позволяет наращивать объёмы переработки и выпуска продукции на действующем оборудовании.

В последние годы независимые НПЗ России столкнулись с проблемой обеспеченности углеводородным сырьём. Уникальность технологического цикла ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» позволяет загружать производственные мощности как нефтью, так и газовым конденсатом, что повышает устойчивость предприятия к колебаниям сырьевой конъюнктуры, а участие Газпрома в управлении Предприятием гарантирует бесперебойность поставок исходного сырья.

Предприятие реализует долгосрочную программу масштабной модернизации производственных мощностей, направленную на снижение издержек и расширение выпуска качественной и рентабельной продукции глубоких переделов в соответствии с потребностями рынка. Суммарный объем капитальных вложений в модернизацию за период 2000-2006 гг. превысил $800 млн.

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» занимает ведущие отраслевые позиции по объемам производства широкой гаммы нефтехимической продукции и обладает наиболее диверсифицированным ассортиментом производимой продукции. Конкурентоспособная продукция предприятия пользуется устойчивым спросом у потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Высокая (75-80%) доля экспорта в структуре продаж даёт возможность компенсировать рост внутренних цен на углеводородное сырьё.

Финансы.

Финансово-производственная деятельность предприятия за последние годы отличается высокой результативностью. Среднегодовые темпы роста выручки на протяжении 2002-2006 гг. составляют 54%, что обусловлено как увеличением объёма перерабатываемой нефти, так и ростом цен на нефть и нефтепродукты. Благодаря Газпрому, который обеспечил надежную поставку исходного сырья, Предприятие существенно повысило загрузку своих производственных мощностей до 66-69%. Среднегодовой индекс физического объема за период 2002-2006 гг. составил 108%, В немалой степени этому способствовал также отказ от работы на давальческом сырье. В отличие от других башкирских заводов, работающих на условиях процессинга, Предприятие работает на собственном сырье, доля которого выросла с 24,4% (2003 год) до 90%.

Предприятие находится в доверительном управлении у Газпрома, что позволяет эффективно использовать управленческий, административный и финансовый ресурсы для решения задач оперативного контроля и стратегического развития. Продажа госпакета ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», запланированная на 2007 г., и возможное приобретение Газпромом контрольного пакета усиливает биржевой интерес к акциям ОАО «Салаватнефтеоргсинтеза».

Предприятие, являясь градообразующим, имеет постоянную поддержку региональных и местных властей

Финансовое состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет на будущее, какую учетную политику определит для себя фирма.

Финансовая деятельность отражается, прежде всего, в следующих документах: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, отчете о финансовых результатах фирмы.

Реализуемая предприятием продукция характеризуется сезонными колебаниями и независимо от этого компания имеет стабильный объем продаж. Предприятию необходимо увеличивать объем продаж за счет расширения рынков сбыта. При увеличении объемов продаж, снизятся запасы, что высвободит дополнительные оборотные средства необходимые предприятию.

В течение последних трёх лет финансовое положение предприятия стабильно.

Предприятие рентабельно. В перспективе в целях улучшения финансового состояния предприятия необходимо ввести управление затратами, вести поиск резерва снижения затрат.

Анализ рынка показал, что у предприятия есть реальная возможность увеличения объемов реализации. Снижение суммы затрат, увеличение объемов реализации, в итоге даст предприятию дополнительные финансовые ресурсы, увеличит рентабельность и экономическую стоимость предприятия.

Главной причиной колебания показателей в сторону ухудшения - постоянный рост себестоимости железобетонных и бетонных изделий.

У предприятия большая доля просроченной кредиторской задолженности. Предприятию необходимо усилить работу по снижению накопленной задолженности. Также у предприятия имеется большая доля дебиторской задолженности. Данный факт отражает неэффективную работу с дебиторами, тем самым лишая предприятие в ликвидных активах. Предприятию необходимо более тщательно работать со своими клиентами и вести четкий контроль за исполнением контрагентами своих денежных обязательств перед предприятием за отгруженную продукцию.

Организационная структура.

Решение многих проблем современной организации зависит от обеспечения нормальной работы предприятия, так и кадрового состава предприятия. При анализе человеческих ресурсов следует отметить хорошую квалификацию персонала компании, которая основывается, прежде всего, на значительном опыте работы на данном предприятии.

На предприятии предусмотрена система повышения квалификации, приветствуется повышение образования сотрудников.

Руководители предприятия имею высшее техническое и экономическое образование.

При формировании структуры управления решающая роль отведена человеческому фактору на всех стадиях деятельности. Вовлечение ключевых работников и специалистов в творческий процесс формирования структуры управления служит залогом эффективной работы коллектива.

Заключение по анализу:

Предприятие платежеспособно и ведет сравнительно эффективную хозяйственную деятельность, которая зависит от уровня спроса и сезонности на продаваемую предприятием продукцию.

На предприятии имеется большой объем дебиторской задолженности.

Возникновение дебиторской задолженности на предприятии связано с установленной политикой продаж: реализация продукции не только по предоплате, но и на реализацию, т.е. с рассрочкой платежа. Высокий уровень конкуренции приводит к большому объему дебиторской задолженности.

Данный факт отражает неэффективную работу с дебиторами, тем самым лишая предприятие в ликвидных активах. Поэтому предприятию необходимо более жестко работать со своими клиентами и партнерами и уменьшить время возврата денежных средств после отгрузки товара.

На предприятии стараются проводить работы по оптимизации объемов запасов и затрат, а в частности уменьшении готовой продукции на складе. Однако эта работа проводится не очень эффективно. Большой объем готовой продукции связан с большим ассортиментом продаваемой продукции. Основной причиной задержки реализации готовой продукции являются сезонные колебания на продаваемые изделия и неэффективная ассортиментная политика.

Предприятие имеет стабильную выручку от реализации продукции, и все же у предприятия имеется потенциал для увеличения объема продаж и соответственно выручки от реализации продукции и роста операционной прибыли. Следует проанализировать постоянные и переменные затраты, а также произвести анализ отдельных групп товаров. В связи с этим, больше внимания необходимо уделить финансовому менеджменту предприятия, ценовой политике предприятия.

Кредиторская задолженность довольно высока. Общий объем обязательств ниже суммы текущих активов, что говорит о положительном состоянии финансово-хозяйственной деятельности. Но все же предприятию необходимо обратить особое внимание на свою кредиторскую задолженность. У предприятия нет финансовой независимости, так как высока доля заемных средств. Доля просроченной кредиторской задолженности постоянно понижается, что связанно с постоянным контролем и корректировкой действий со стороны руководства как в целом по предприятию, так и отдельных подразделений.

В перспективе в целях улучшения финансового состояния предприятия необходимо ввести управление затратами, вести поиск резерва снижения затрат, как переменных, так и постоянных.

Снижение суммы затрат, увеличение объемов реализации, в итоге даст предприятию дополнительные финансовые ресурсы, увеличит рентабельность и экономическую стоимость предприятия.

В целом, финансовое состояние предприятия характеризуется положительно.

5. Ассортиментный анализ продукции предприятия

Открытое акционерное общество «Салаватский железобетонный завод» выпускает следующую продукцию:

Таблица 4. Номенклатура продаваемой продукции

№ продукта

Наименование

Продукт 1

Сваи

Продукт 2

Плиты многопустотные

Продукт 3

Лестничные марши

Продукт 4

Колонны

Продукт 5

Товарный бетон

Ниже в таблице приведены плановые значения продаваемой продукции предприятия и показатели для анализа безубыточности.

В целом объем продаж предприятия находится выше уровня безубыточности.

Высокий уровень постоянных затрат в целом по предприятию (38,43% от совокупных затрат) и достаточный запас финансовой прочности (31,3%) определяют высокое для предприятия значение операционного рычага (3,19). Это означает, что увеличение выручки на 1% при сложившейся структуре продаж даст предприятию более 3% увеличения операционной прибыли. При достаточной рентабельности снижение затрат на 5% приведет к увеличению операционной прибыли в целом по предприятию на 29% (операционный рычаг по совокупным затратам составляет 5,71).

Продуктами-лидерами для предприятия за анализируемый период являются:

- продукт 2 (рентабельность затрат составляет 19,05%);

- продукт 3 (рентабельность затрат составляет 17,62%).

Таблица № 5. Показатели ассортиментного анализа ОАО "Салаватский железобетонный завод"

Наименование продукта

Переменные затраты

Постоянные затраты

Объем реализации

Операционная прибыль

Рентабельность затрат, %

Вклад на покрытие

Коэффициент вклада на покрытие

Точка безубыточности

Запас финансовой прочности, %

Операционный рычаг

Продукт 1

26 692,0

18 888,0

53 000,0

7 420,0

16,28

26308,0

0,496

38051,7

28,2

3,55

Продукт 2

59 848,0

39 700,0

118 510,0

18 962,0

19,05

58662,0

0,495

80202,6

32,3

3,09

Продукт 3

1 131,0

782,0

2 250,0

337,0

17,62

1119,0

0,497

1572,4

30,1

3,32

Продукт 4

23 712,0

13 689,0

43 490,0

6 089,0

16,28

19778,0

0,455

30100,8

30,8

3,25

Продукт 5

14 466,0

5 501,0

22 950,0

2 983,0

14,94

8484,0

0,370

14880,7

35,2

2,84

Итого

125 849,0

78 560,0

240 200,0

35 791,0

17,51

114351,0

0,476

165019,2

31,3

3,19

Точка безубыточности для этого варианта на 31,3% ниже планового объема производства, то есть запас финансовой прочности составляет 31,3%.

Уровень операционного рычага равен 3,19. Это означает, что снижение объемов реализации на 1% приведет к уменьшению операционной прибыли на 3,19%. И наоборот, повышение объема продаж повлечет рост прибыли в той же пропорции. Это достаточно высокий уровень производственного риска.

При формировании данного плана предполагалось, что вся продукция будет реализована.

Постоянные затраты включают в себя коммунальные услуги, услуги связи, охрана, реклама и другие затраты на продвижение товара, заработная плата управленческого персонала (плюс отчисления во внебюджетные фонды) и другие затраты на содержание офиса.

Переменные расходы включают затраты на приобретение сырья, заработную плату торгового персонала (плюс отчисления во внебюджетные фонды), на технологические электроэнергию, газ и пар, сдельную оплату труда.

Операционная прибыль равна разности планового объема реализации и суммы постоянных и переменных затрат, что составляет 35 791 тыс. руб.

Рентабельность есть отношение операционной прибыли к себестоимости, взятое в процентах, и составляет 17,51%.

Рассматриваемый план производства не является оптимальным с точки зрения получения максимальной прибыли, так как: запланированные объемы продаж не увязаны со спросом и некоторые виды продукции имеют сезонный спрос, т.е. необходимо рационально распределить некоторые виды продукции с объемами продаж и прибыль предприятия была ассоциирована с потоком денежных средств от основной деятельности, т.е. объемы выпуска отдельных товаров должны быть согласованы с рыночным спросом.

6. Оптимизация ассортимента продукции

Основными ограничивающими факторами являются:

· спрос на изделия;

· существующий уровень затрат для отдельных видов продукции, выражающийся в значениях коэффициента вклада на покрытие.

По данным отдела маркетинга при существующем уровне цен имеется возможность увеличить объемы реализации следующих продуктов:

- продукта 2 - на 19 %;

- продукта 3 - на 9 %;

- продукта 4 - на 12 %.

Спрос на остальные изделия останется на прежнем уровне.

Сравнивая данные, приведенные в таблице 2, с данными планового варианта (таблица 1), можно отметить, что доля постоянных затрат незначительно уменьшилась (на 0,7 %), а общая сумма переменных затрат увеличилась на 11,4 %.

В новом варианте плана выпуск продуктов 1 и 5 сохранен на прежнем уровне, а выпуск остальных продуктов увеличен до уровня спроса, который диктует рынок.

Сравнение исходной плановой и оптимальной программ производства:

· За счет оптимального ассортимента продукции операционная прибыль увеличилась на 38 %.

· Уровень предпринимательского риска снизился с 3,19 до значения 2,59.

· Запас финансовой прочности увеличился на 23,3 % и составил 38,6 %.

Таблица № 6. Оптимальные плановые показатели на год

Наименование продукта

Переменные затраты

Постоянные затраты

Объем реализации

Операционная прибыль

Рентабельность затрат, %

Вклад на покрытие

Коэффициент вклада на покрытие

Точка безубыточности

Запас финансовой прочности, %

Операционный рычаг

Продукт 1

26 692,0

18 888,0

53 000,0

7 420,0

16,28

26308,0

0,496

38051,7

28,2

3,55

Продукт 2

71 219,1

39 700,0

141 026,9

30 107,8

27,14

69807,8

0,495

80202,6

43,1

2,32

Продукт 3

1 232,8

782,0

2 452,5

437,7

21,72

1219,7

0,497

1572,4

35,9

2,79

Продукт 4

26 557,4

13 689,0

48 708,8

8 462,4

21,03

22151,4

0,455

30100,8

38,2

2,62

Продукт 5

14 466,0

5 501,0

22 950,0

2 983,0

14,94

8484,0

0,370

14880,7

35,2

2,84

Итого

140 167,4

78 560,0

268 138,2

49 410,9

22,59

127970,9

0,477

164607,3

38,6

2,59

Делись добром ;)