Управление инновациями на ОАО "Мордовцемент"
2.5 Факторы внешней среды и факторы риска, влияющие на деятельность ОАО «Мордовцемент», пути их минимизации
Анализ факторов внешней среды складывается с описания общих экономических условий, складывающихся в отрасли, перспектив ее развития, модели отраслевого рынка. На функционирование отрасли и предприятия оказывают влияние большое число факторов.
Определим факторы фонового окружения (косвенного воздействия), оказывающие наиболее существенное влияние на функционирование предприятия ОАО «Мордовцемент».
Таблица 1 - Схема декомпозиции целей и функций
Иерархия целей |
Конечный показатель (критерий) |
Исполнители (структурный блок, обеспечивающий достижение целей) |
||
Обеспечение квалифицированным персоналом в сфере инноваций |
Большее число работников на предприятии занимаются разработкой инноваций |
Отдел кадров |
||
Обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами |
Ускорение производства Увеличение конкуренции предприятия |
Отдел снабжения |
||
Создание новой продукции и технологии |
Выход на новые рынки |
Инновационный отдел |
||
Внедрение инновационного прогнозирования и программирования |
Выход на новые рынки |
Инновационный отдел |
||
Коммерциализация инноваций и их продажа в другие организации |
Увеличение чистой прибыли у предприятия |
Планово-экономический отдел, информационно-аналитический отдел, отдел сбыта |
В целом выполнение этих целей будет способствовать развитию предприятия в наиболее эффективном направлении.
К факторам косвенного влияния относятся те, которые напрямую не связаны с деятельностью предприятия, однако могут оказывать некоторое воздействие на его развитие (табл. 2.).
Таблица 2 - Факторы косвенного влияния
Фактор |
Проявление фактора |
Влияние на предприятие |
Возможная реакция со стороны предприятия |
||
1. Государство |
1)Высокий уровень инфляции; 2)Низкий уровень доходов населения |
1)Падение прибыльности предприятия; 2)Снижение продаж |
Изменение ценовой политики |
||
2. Природно-географические условия |
1)Удаленность от поставщиков; 2)Изменение качества сырья |
1)Высокие транспортные расходы; 2)Изменение качества готовой продукции |
1)Смена поставщиков; 2)Повышение входного контроля качества сырья |
||
3. Научно-технический прогресс |
Появление новых технологий производства |
Изменение конкурентоспособности предприятия |
Приобретение современного оборудования и использование передовых технологий |
Хочется отметить, что при правильном учете факторов непосредственного окружения все они могут оказать благоприятное воздействие на деятельность предприятия.
После анализа внешней среды следует проанализировать сильные и слабые стороны организации (таблица 3.).
Таблица 3 - Сильные и слабые стороны предприятия
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||
1. Производство |
1. Эффективная система контроля за процессом изготовления продукции. 2. Высокий уровень производства продукции. 3. Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение. |
1. Дорогое сырьё. 2. Высокие издержки. 3. Устаревшая технология изготовления продукции. 4. Устаревшее, изношенное, несоответствующее современным требованиям оборудование. |
||
2. Кадры. |
1. Высокая квалификация кадров. 2. Рабочие со стажем. 3.Рабочие с высшим техническим образованием. |
1. Не очень высокий уровень мотивации труда. 2. Текучесть кадров |
||
3. Маркетинг. |
1. Эффективная система сбыта готовой продукции. 2. Сбор информации о рынках сбыта. |
1. Не в полной мере используются инструменты продвижения товаров и рекламы. |
||
4. Организация. |
1. Отлаженное партнерство с поставщиками. 2. Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений. |
1. Зависимость от поставщиков. |
||
5. Финансы. |
1. Финансово устойчивое предприятие. 2. Достаточно быстрая оборачиваемость средств. 3. Достаточное количество собственных оборотных средств. |
1. Получение прибыли в основном используется на ремонт оборудования. 2. Непрерывный контроль за издержками, возможности снижения издержек не используются. |
Итогом анализа среды предприятия является таблица угроз и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия (таблица 3.). После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени важности, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде. Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.
Основными факторами риска, которые могут повлиять на деятельность ОАО «Мордовцемент» можно определить следующие риски:
Расширение производственных мощностей. Несмотря на увеличение спроса на цемент, ОАО «Мордовцемент» необходимо иметь в виду, что конкуренция на рынке также растет.
Логистика. Монополия на рынке железнодорожных услуг на территории РФ вызывает затруднения в планировании наличия железнодорожных вагонов в сезон «повышенного спроса», что приводит к увеличению стоимости транспортировки. Логистические планирование - прибытие, внутризаводская логистика и отправка - имеет важное значение для осуществления бесперебойной и своевременной поставки продукции клиентам.
Законодательство. Риск изменения нормативной базы в сторону ужесточения, в том числе законодательства об акционерных обществах, антимонопольного законодательства, порядка налогообложения, сертификации, таможенного оформления.
Импорт. Повышение спроса на цемент может привести к повышению цен, что приведет к привлекательности рынка России для импортеров (Турция, Китай, Иран, Казахстан, Белоруссия).
Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Риск того, что конкуренты или новые игроки займут на рынке более конкурентоспособное положение, а их действия, в силу доминирующего положения или усиления влияния, могут угрожать нормальному развитию ОАО «Мордовцемент».
Цены на сырьевые товары. Повышение монополистами цен на газ, топливо и железнодорожные перевозки.
Найм/сохранение персонала. Существует потенциальный риск потери ценных/ профессиональных сотрудников компании.
Проекты. Недостаток квалифицированной рабочей силы для целей реализации крупных инвестиционных проектов.
Таблица 4 - Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны
Возможности |
Сильные стороны |
||
1. Повышение имиджа фирмы. 2. Обновление и модернизация оборудования. 3. Выход на новые рынки. 4. Заинтересованность партнеров в сотрудничестве. 5. Развитие сервисных услуг. |
1. Сильная управленческая команда. 2. Высокая квалификация персонала. 3. Относительно высокое качество продукции и постоянное его улучшение. 4. Финансово устойчивое предприятие. 5. Эффективный менеджмент. 6. Защищенность от сильного конкурентного давления. |
||
Угрозы |
Слабые стороны |
||
1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Экономическая нестабильность. 3. Высокие налоги. 4. Слабая законодательная база. 5. Ужесточение государственного регулирования. |
1. Зависимость от поставщиков. 2. Недостаточные маркетинговые исследования. 3. Недостаточная гибкость производства. 4. Отсутствие финансовых ресурсов, необходимых для реализационной стратегии. 5. Не очень высокий уровень мотивации труда. |
Из анализа видим, что слабыми сторонами предприятия являются Зависимость от поставщиков, недостаточная гибкость производства, неспособность финансировать стратегические изменения и не очень высокий уровень мотивации труда. В основе, этого лежит: экономическая нестабильность, слабая законодательная база, высокие налоги. Противовесом выступают возможности: обновление и модернизации оборудования, выход на новые рынки, заинтересованность партнеров в сотрудничестве. Они лежат в основе сильных сторон предприятия: защищенность от сильного конкурентного давления, финансовая устойчивость предприятия, сильная управленческая команда, высокая квалификация персонала.
Проведя анализ конкуренции в цементной отрасли, можно сделать вывод, что продукция предприятия по техническим параметрам не уступает продукции конкурентов и является достаточно конкурентоспособной, следовательно, существуют предпосылки для дальнейшего расширения рынков сбыта и упрочения на них своих позиций.