Управление кадрами как функция управления страховой компанией

дипломная работа

1.2. Характеристика страховой компании ЗАО СК «АСКО-Центр»

Первая негосударственная страховая компания в бывшем СССР, которая способствовала ликвидации монополии государства в страховом деле - это АСКО.

История АСКО началась в г. Москва в 1988 году, когда несколько энтузиастов, которым стало «тесно» в госструктуре, организовали скромное кооперативное страховое общество с банковской гарантией в 100 тыс. рублей. Первым испытанием АСКО на прочность стала выплата за сгоревшее кафе. На выплату страхового возмещения в сумме 123 тыс. рублей были израсходованы все страховые резервы, но, тем не менее, АСКО выстояла.

ЗАО «Страховая компания «АСКО-Центр» основана в декабре 1991 года. До 1995 года «АСКО-Центр» входила в холдинг «АСКО», объединявший более 100 страховых компаний по всей стране. Компания активно работает на страховом рынке уже более десяти лет и является одним из старейших страховщиков в России. И хотя компания не входит в число лидеров на федеральном уровне, она является основным игроком на рынке Курской области.

Само название АСКО представляло собой аббревиатуру от «акционерного страхового кооператива». Позже слово «кооператив» было в соответствии с духом времени заменено на слово «компания».

АСКО, которая была первой коммерческой страховой компанией в бывшем СССР, способствовала ликвидации монополии государства в страховом деле.

АСКО быстро стала широко известна как в Москве, так и в провинции. Этому способствовала разветвлённая филиальная сеть компании - было создано несколько десятков филиалов в самых разных городах.

Однако история компании оказалась не слишком длинной. В 1993-1994 годах у неё стали возникать проблемы, в том числе с работой в регионах. В результате компания распалась. Более-менее успешные из её филиалов превратились в самостоятельные страховые компании, и многие из них зарегистрировали собственные названия, прибавив к имени АСКО название города. Так появилась страховая компания «АСКО-Курск», в дальнейшем переименованная в «АСКО-Центр».

ЗАО «Страховая компания АСКО-Центр» основана в декабре 1991 года. Компания активно работает на страховом рынке уже более десяти лет и является одним из старейших страховщиков в России. С 2000 года и по настоящий момент «АСКО-Центр» является одним из лидеров страхового рынка губернии, ежегодно повышая объёмы сборов на 50-100% по сравнению с предыдущим годом.

Компания находится на этапе динамичного развития. Величина оплаченного уставного капитала ЗАО «СК АСКО-Центр» в настоящее время составляет 40 000 000 рублей. На Общем годовом собрании акционеров компании по итогам 2003 года принято решение о поэтапном увеличении уставного капитала до 125 000 000 рублей.

С самого начала своей деятельности компания делает ставку на работу в конкурентных сегментах страхового рынка. Она является одним из лидеров по популярности среди населения Курской области и обладает значительным опытом работы с физическими лицами по массовым видам страхования. Приоритетными видами страховой деятельности для компании являются автострахование, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества. Позиции компании на всех этих сегментах достаточно прочны.

Инвестиционный портфель компании с учетом современного состояния регионального инвестиционного рынка отвечает условиям возвратности, диверсифицированности и прибыльности. При этом в инвестиционном портфеле компании значительная доля инвестиций приходится на неликвидные активы и активы, имеющие достаточно высокую степень риска. Кроме того, согласно официальной отчётности, компании свойственны достаточно сильные колебания долей различных типов инвестиционных инструментов. Компания при проведении инвестиционной политики, связанной с размещением страховых резервов, ориентируется на вложения в банковские инструменты: депозитные сертификаты и векселя. Основными акционерами компании являются ОАО «Курскпромбанк», ЗАО «ГОТЭК», ЗАО «МАТИС», ЗАО «Курский завод «Аккумулятор», ЗАО «Кондитер», ЗАО «Курскрезинотехника», ОАО «Электроагрегат», ООО «Инновационный фонд современных бизнес - технологий».

Компания обладает достаточно разветвлённой и эффективной филиальной сетью, охватывающей большинство районов региона, где она зарегистрирована. ЗАО «Страховая компания АСКО-Центр» входит в Союз страховщиков Урало-Сибирское Соглашение (УСС) и Объединенную страховую группу «Согласие». На базе компании открыт филиал «АСКО-Центр-Авто» ЗАО «МРСС» в г. Курске, осуществляющий обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

На основании лицензии Министерства Финансов РФ №4674Д «Страховая компания АСКО-Центр» успешно осуществляет страховую деятельность, оказывает широкий спектр страховых услуг организациям и предприятиям, работающим в различных отраслях промышленности и сфере услуг.

Основными клиентами ЗАО «СК АСКО-Центр» являются крупнейшие предприятия региона, научные и учебные учреждения, спортивные организации, коммерческие банки и др. организации, в том числе предприятия группы «ГОТЭК», ЗАО «Курскрезинотехника», ОАО «Электроагрегат», ЗАО «Курский завод «Аккумулятор», ОАО «Счетмаш», ООО «Курскрегионгаз», ЗАО «Кондитер-Курск», ООО «Стройтрансгаз-агро», ЗАО «Изоплит», СПК «Амосовский», НОУВПО «РОСИ», Футбольный клуб «АВАНГАРД», ОАО «Курскпромбанк», ОАО «Внешторгбанк», «Управляющая компания «Русский дом», сеть магазинов «Европа», ЗАО «Корпорация «ГРИНН» и многие другие.

Условия и методика страхования разработаны специалистами компании на основании требований мирового страхового рынка (в частности, на основании Оговорок Института Лондонских Страховщиков). Финансовая устойчивость ЗАО СК «АСКО-Центр» обеспечивается постоянно растущими резервными фондами, прочными партнёрскими связями с крупными отечественными и зарубежными страховыми и перестраховочными компаниями: САО «Ингосстрах», ООО «СК «Согласие», ООО «Московское Перестраховочное Общество», ЗАО «Национальное Перестраховочное Общество», ЗАО «СК «Мегарусс», ОАО «СО «Афес», «Willis», «SCOR»; продуманной инвестиционной политикой, а также оперативностью и качеством обслуживания ведущими банками России.

За все годы деятельности ЗАО «Страховая компания АСКО-Центр» не имела претензий со стороны Департамента Министерства Финансов РФ по надзору за страховой деятельностью, а также невыполненных в срок обязательств перед страхователями.

Каждый из партнёров и клиентов ЗАО «СК АСКО-Центр» имеет полное право располагать объективными данными не только об условиях обслуживания и размерах тарифных ставок, но и финансовом состоянии и показателях деятельности самой компании, чтобы иметь возможность самостоятельно сделать выводы о финансовой устойчивости и надёжности компании.

АСКО считает своим долгом постоянно обеспечивать условия для реализации клиентам вышеуказанного права.

В этих целях в ЗАО «СК АСКО-Центр» создана целостная система информационного обеспечения, включающая многоканальный справочный телефон, по которому можно получить достоверную информацию; консультационную службу, информационные стенды, печатные материалы.

ЗАО «СК АСКО-Центр» гарантирует клиентам доступность любого профильного специалиста и возможность личной встречи с представителем руководящего состава компании.

Важным направлением деятельности АСКО являются спонсорство и благотворительность. Компания не равнодушна к проблемам общества, по мере сил и возможностей старается их решать, не забывая и о конкретной помощи тем, кто испытывает в ней потребность.

Определены направления благотворительной и спонсорской деятельности, основой которой является индивидуальная адресная поддержка. Это детские дома и детские лечебные учреждения, учреждения культуры, ветеранские общественные организации, правоохранительные органы.

Претворяя в жизнь благотворительные проекты, развивая спонсорскую программу, ЗАО «СК АСКО-Центр» заметно обозначает социально-ответственный характер своей деятельности.

Изначальная ориентация на высокотехнологичные области финансового бизнеса предопределила успешность усилий ЗАО «СК АСКО-Центр» в этом направлении, что в свою очередь продиктовало необходимый уровень собственного развития. Компания продолжает совершенствовать электронные технологии бухгалтерского учёта и аналитических операций, систему отбора и обучения персонала, вкладывать средства в оборудование офисов.

Обязательность и внимание во взаимоотношениях с клиентами и партнёрами; надёжность, обеспеченная высочайшим уровнем качества услуг и профессионализмом работников; эффективный рост во всех сферах деятельности компании - этих принципов АСКО неизменно придерживается с первого дня своей работы и будет следовать им всегда.

Проведем анализ внешнего и внутреннего окружения страховой компании.

Анализ вешнего окружения складывается из среды прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия ЗАО «СК АСКО-Центр»:

1. Потребители: совершеннолетние граждане, а так же юридические лица; в настоящее время клиентами компании являются более 98600 частных лиц и более 3600 предприятий. За последние 4 года, количество постоянных клиентов компании увеличилось более чем в два раза (см. рис. 3).

3

Рис.3. Динамика изменения количества клиентов ЗАО «СК АСКО-Центр»

2. Конкурентами ЗАО «СК АСКО-Центр» являются крупные страховые компании. На территории Курской области это: «Ресо - Гарант», «Росгосстрах», «Спасские ворота», «Согласие», «Росно», «Ингосстрах», «НЭСО».

3. Поставщики. Особенность страховой услуги в том, что она не видима не осязаема. Но ЗАО «СК АСКО-Центр» при осуществлении своей деятельности сотрудничает, как с государственными так и с частными предприятиями.

4. Вопросы страхования и страховой деятельности на территории Российской федерации регулируются, в первую очередь Гражданским кодексом РФ (глава 48 «Страхование» посвящена страхованию, так же о принципах деятельности страховой организации говорится в главах 3,4,7,9,10,11,12,13-20,21-29,34,37,42,44,45,49,52) и налоговым кодексом; во - вторую специальными законами по страховой деятельности («Об организации страхового дела в РФ», «О взаимном страховании» и др.) и смежными с ней видами деятельности («О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.); в третью нормативными актами министерств и ведомств по страховому делу ( постановление Правительства РФ «О первичных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», нормативным актом «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» и др.). На сегодняшней день законодательная база функционирования страховых организаций развивается быстрыми темпами, есть, конечно, масса недоработок.

5. ЗАО «СК АСКО-Центр» придерживается принципа невмешательства в дела политических партий. Профсоюзов, религиозных организаций и т. п. Создание ячеек политических партий, религиозных сект, и иных общественных организаций, за исключением профсоюзов, на базе компании запрещается.

Среда косвенного воздействия:

1. Состояние экономики. Ежегодно прирост реальных доходов населения составляет 14%, в результате чего происходит:

- Накопления населением имущества, нуждающегося в страховой защите;

- Появление свободных средств, которые могут быть потрачены на страхование;

- Изменение образа жизни - появление заботы о собственном здоровье

За последние два года объем рынка страхования увеличился более чем в 3 раза. Таких темпов роста нет ни в одном другом рыночном сегменте.

Всех участников страхового рынка можно условно представить группами, представленными в таблице 1.

2. НТП. Компания использует в своей работе новейшие средства оргтехники: принтеры, факсы, компьютеры. А так же программные продукты: семейство ОС Windows XP, Microsoft Office, e-mail, 1С страховщик и др.

3. Политические события. Введение массового обязательного вида страхования - ОСАГО вызвало широкое обсуждение проблем страхования. Так как уровень жизни растет, она дорожает, государство становится не в состоянии помогать гражданам в сложных ситуациях, таких как пожар, землетрясение и т. д. В связи с этими рисками возможна полная или частичная порча имущества граждан или увечье и смерть гражданина. Поэтому Государственная дума намерена принимать пакет законов об обязательном страховании имущества граждан, а так же жизни, равняясь на западное общество.

4. Социокультурные факторы. К сожалению, отношения россиян к страхованию в нашей стране негативное. Это связано с множеством причин: господство коммунизма, когда граждане получали помощь от государства, обнищание большой части населения, не уверенность в завтрашнем дне, уверенность в том, что везде обманывают, в том числе и в страховой компании и многое другое.

5. На фоне последних международных событий (наводнений, землетрясений, оползней, повышение цен на нефть и золото и др.) люди невольно задумываются о своем физическом и духовном благосостоянии. А страхование - это способ финансовой защиты имущественных интересов граждан. Поэтому последние события «сыграли на руку развитию» Российского страхового рынка.

Внутренняя среда ЗАО «СК АСКО-Центр»:

1. Кадровый потенциал. ЗАО «СК АСКО-Центр» имеет высококвалифицированный персонал. Штатные сотрудники: бухгалтера, экономисты, зам начальника, инженеры, инспекторы, маркетологи, секретари, также имеют высшее образование и большой стаж работы. Страховые агенты в основном не штатные сотрудники, но в связи со своей специализацией люди открытые, вежливые, общительные. Отношения в коллективе можно назвать «домашними», уважительными. За последние 5 лет, количество сотрудников увеличилось более чем в семь раз. В настоящие время в страховой компании «АСКО- Центр» насчитывается более 630 сотрудников. (смотрите рис.4 и рис.5).

3

Рис. 4.Динамика роста числа сотрудников ЗАО «СК АСКО-Центр»

3

Рис. 5.Динамика роста числа сотрудников ЗАО «СК АСКО-Центр», в том числе страховых агентов и штатных сотрудников

2. Компания имеет иерархическую структуру подчинения (см. приложение 1, рис 1,2.). Компания постоянно работает над повышениям качества, эффективности бизнес - процессов, стройности и прозрачности структуры и т. д. Всем работникам компании в рабочее время предписывается строгий деловой стиль одежды. Основное правило поведение в офисе - офис место работы. Курение в офисе допускается лишь в специально отведенных местах.

3. Распространением страховых продуктов занимаются страховые агенты, которые имеют возможность всю необходимую для их работы информацию, а так же направляют на конкретные объекты для заключения договоров.

4. Цена страхового полиса рассчитывается на основании актуарных расчетов. При расчете цены учитываются следующие ключевые моменты:

- Тарифная ставка, называемая брутто-ставкой, которая состоит из нетто-ставки и нагрузки.

- Нетто-ставка рассчитывается как отношение общий суммы выплат страхового возмещения к общей страховой сумме застрахованных объектов.

- Нагрузка включает в себя расходы по ведению дела.

- Страхование специфический вид деятельности, поэтому при расчете стоимости страхового полиса так же следует учитывать вероятность наступления страхового случая по конкретному виду страхования.

5. Финансы. Прибыль компании распределяется между акционерами, а также направляется на развитие сети компании.

На основании вышеизложенных данных проведем SWOT-анализ ЗАО «Страховая компания АСКО-Центр» (см. табл.1).

SWOT - анализ позволяет ответить на вопрос: в чем сила и слабость филиала «АСКО - Центр - Авто», какие у него есть возможности и что представляет для него угрозу?

"right">Таблица 1.

"right">SWOT-анализ ЗАО «Страховая компания АСКО-Центр»

Возможности:

Угрозы:

Сильные стороны:

СИВ:

История страховой деятельности на рынке

Наличие дополнительных полисов, пунктов продаж и агентской сети

Устойчивое финансовое положение Быстрые выплаты и расторжения договоров

Качественное обслуживание:

внимание к клиентам

СИУ:

Опасность появления сильных конкурентов

Опасность очень быстрого роста

Опасность поглощения более крупной страховой компанией

Опасность не выполнить требования по Уставному капиталу в соответствии с новым законом

Слабые стороны:

СЛВ:

Высокие издержки

Корпоративная замкнутость

СЛУ:

Низкий спрос, связанный с низкой культурой страхования

Чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры

Политические, макроэкономические и законодательные риски

"right">

Как мы видим из табл. 1, главными достоинствами «АСКО - Центр- Авто» являются: наличие опыта работы у компании, на базе которой создан филиал, развитая и боеспособная агентская сеть, наличие пунктов продаж, мощная информационная база договоров страхования и поддержки клиентских отношений, наличие подготовленных и квалифицированных специалистов, налаженные связи с корпоративными клиентами и органами государственного управления.

Главные достоинства «АСКО - Центр- Авто» позволят ему: обеспечить устойчивое конкурентное положение на страховом рынке, а также правильно строить свои отношения с клиентами на рынке.

Для страхового общества может представлять угрозу: появление сильных конкурентов, колебания экономической конъюнктуры, политические риски. Самую большую угрозу обществу представляют конкуренты. В результате жесткой конкурентной борьбы общество может терять клиентов и доходы.

Преимущества страховой компании позволят ей обеспечить устойчивое конкурентное положение на страховом рынке. А также возможность правильной стратегии в отношении с конкурентами. В результате роста числа конкурентов страховой компании приходится снижать тарифные ставки, что в свою очередь уменьшает объем страховых премий, а следовательно происходит и снижение страховых резервов. В процессе конкурентной борьбы общество теряет клиентов, деньги и доход.

Миссия ЗАО СК «АСКО-Центр состоит в работе:

- на благо обслуживаемых нами клиентов, которым мы предлагаем надежную страховую защиту;

- на обеспечение обусловленного дохода акционерам компании;

- на создание условий для самореализации персонала компании.

Стратегические цели и задачи ЗАО СК «АСКО-Центр:

- создание эффективной системы качества и повышение конкурентоспособности оказываемых страховых услуг;

- повышение рентабельности страховых операций;

- постоянное обучение персонала;

- дальнейшее развитие филиальной и агентской сети в Центральном Черноземье;

- поэтапное повышение Уставного капитала.

Руководство компании выделяет средства создания конкурентных преимуществ:

1. Внедрение процессного подхода в управлении;

2. Постоянное совершенствование качества предоставления страховых услуг;

3. Создание системы обучения персонала на основе процессного управления;

4. Развитие сети дополнительных офисов и точек продаж;

5. Сотрудничество и обмен опытом с компаниями-членами УСС.

6. Клиентообразующая корпоративная культура.

Компанией постоянно проводятся розыгрыши среди своих клиентов. В 2005 году, среди клиентов купивших полисы ОСАГО, был разыгран автомобиль.

Перечень страховых услуг, предоставляемых ЗАО «Страховая компания АСКО-Курск»:

1. По личному страхованию:

- добровольное страхование от несчастных случаев и болезней

- добровольное медицинское страхование

2. По имущественному страхованию:

- добровольное страхование имущества предприятий, организаций, учреждений

- добровольное страхование имущества граждан

- добровольное страхование автотранспортных средств

- добровольное страхование грузов

- добровольное страхование строительно-монтажных работ

- добровольное страхование других видов имущества

3. По страхованию ответственности:

- добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

- добровольное страхование профессиональной ответственности

- добровольное страхование иных видов ответственности

- страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте

За текущий год работы филиалу удалось получить большой опыт профессиональный работы на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако, все чаще речь идет о потребности в применении современных подходов и технологий при решении самых разнообразных задач, а для этого филиалу следует хорошо ориентироваться во внешней окружающей среде и принимать гибкие управленческие решения.

Экономический рост страны базируется на приросте валового внутреннего продукта, который в свою очередь состоит из доходов отдельных предприятий страны. Следовательно, рост доходов предприятий напрямую влияет на расцвет экономики страны, улучшение уровня жизни населения. Поэтому необходимо знать в каком финансовом состоянии находится предприятие, для принятия необходимых управленческих решений.

Трудовые отношения с работниками компании оформляются трудовыми договорами. На работников компании полностью распространяются положения о труде законодательства РФ, а так же предусмотренные виды социального, медицинского и пенсионного страхования.

При приеме на работу учитываются следующие критерии профессионализма: знание специальности, умение работать с информацией, умение готовить документы, чувство профессиональной гордости, понимание организации и ее устройства.

Обмен информацией между структурными подразделениями осуществляется с помощью телефонной, компьютерной связей и командировок.

Каждый работник обязан сохранять коммерческую тайну, вопросы конфиденциального характера и использовать подобные знания исключительно в интересах компании.

Делись добром ;)