logo
Управление мотивацией в организации

2. Теории мотивации

Появившиеся теории мотивации подразделяются на содержательные, акцентирующие внимание на анализе факторов, лежащих в основе мотивации, и процессуальные, рассматривающие сам процесс мотивации и предсказывающие его результат.

Содержательные теории раскрывают структурный характер потребностно-мотивационной сферы; процессуальные теории рассматривают мотивацию с точки зрения динамики ее осуществления.

К числу основополагающих, классических содержательных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей А. Маслоу. Все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека: физиологические потребности; потребности в безопасности; социальные потребности; потребности в уважении, в признании окружающих; потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Смысл такого иерархического построения в том, приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации (рис. 2.1). В поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, мотивирующим фактором становятся потребности более высоких уровней.

Рис.2.1 Пирамида потребностей А. Маслоу

Теория двух факторов Ф. Герцберга, разработанная на основе анализа результатов опроса об опыте работы двухсот инженеров и бухгалтеров. По данным этого исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно неодинаково влияющие на мотивацию труда. Первую группу факторов, вызывающих удовлетворение, Ф. Герцберг назвал мотиваторами, а вызывающих неудовлетворение - факторами гигиены (гигиеническими факторами). Графически эту теорию можно представить следующим образом (рис. 2.2).

Рис.2.2 Предполагаемая взаимосвязь рабочих факторов и ориентации/удовлетворения, связанной с работой.

Ф. Герцберг сделал следующие выводы:

1) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

2) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;

3) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

4) позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.

Теория двух факторов Ф. Герцберга пролила новый свет на содержание мотивации. Наличие факторов условий труда не будет мотивировать работников и только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие мотивирующих факторов.