Управление обновлением продукции и технологией на производстве

курсовая работа

1. Описание и анализ свойств системы

Объектом исследования в данной курсовой работе является задача обновления выпуска продукции.

Обновление выпуска продукции - важнейшее звено в цепи повышения экономической эффективности деятельности предприятия. Это звено на конкретном предприятии (в объединении) определяет его конкурентоспособность, потребность в выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции в заданном количестве и качестве как на внутреннем, так и на мировом рынке. Особое значение приобретает состояние организации и планирования НИОКР, производства, совершенствование управления, развитие на предприятии новых видов деятельности, в частности, маркетинга, уточнение направлений специализации, совершенствование производства для выпуска конкурентоспособной продукции. Достижение эффективной работы предприятия в условиях конкуренции и постоянно изменяющегося рынка невозможно без систематического обновления выпускаемой техники, быстрой перестройки производственного процесса, адаптации к возможностям выпуска новой продукции, спрос на которую диктуется рынком.

Процесс обновления продукции следует рассматривать с|с| позиции системного подхода. Системный подход благодаря взаимодействию частей или элементов, которые входят в комплекс, обеспечивает усиление его функции, направленной на достижение поставленной цели и получения эффекта. Система обновление выпуска продукции охватывает|охватывающий| определенные взаимосвязанные стадии жизненного цикла нового изделия: 1) маркетинговая деятельность; 2) научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР); 3) информационная база обновления; 4) организационная подготовка производства; 5) нормативная база обновления.

На рис. 1. представлены подсистемы и элементы системы обновление выпуска продукции.

Рис. 1. Разбиение системы на подсистемы и элементы

Подсистема маркетинговой деятельности охватывает работы из комплексного исследования рынка, покупателей и конкурентов; изучение зарубежной патентной информации; поиску идеи (замыслу) нового товара; коммерческого анализа, оценки и отбора идей; разработка концепции товара рыночной новизны и определения его конкурентоспособности; создание передовых, совершенных, упрощенных конструкций изделий; завоевание доли рынка. Организация выполнения этой фазы подготовки производства на предприятии полагается на службу маркетинга. Маркетинговая деятельность относительно конкретной продукции может выполняться соответствующими подразделами предприятия или специализированными организациями.

Подсистема НИОКР охватывает совокупность процессов проектно-технического, технологического и организационного характера, направленных на разработку конструкторской документации и освоение производством новых видов конкурентоспособной продукции.

К основным заданиям технической подготовки производства принадлежат: создание комплекта чертежей новой продукции с использованием результатов маркетинговых исследований, обеспечения функциональности и заданного уровня качества объекта проектирования; использование прогрессивных технологических процессов для изготовления новых изделий; сокращение длительности производственного цикла «проектирования -- изготовление»; экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов; оперативное реагирование на смену потребностей потребителей; подготовка всех организационно технических мероприятий для ритмичного и высокопродуктивного функционирования производства.

Все стадии комплексной подготовки производства нуждаются во всесторонней информационной подготовке, экологической подготовке, а также экономическом обосновании, благодаря чему подразделы, которые выполняют работы по созданию и освоению выпуска нового изделия, системно и эффективно взаимодействуют для достижения поставленной цели удовлетворения потребителей и получения прибыли.

Мероприятия, обеспечивающие процесс обновления объединяет работы по созданию и совершенствованию технологических процессов изготовления продукции, документального их оформления, проектирования и изготовления необходимой технологической оснастки, планирования расположения оборудования и производственных подразделов, экологического мониторинга параметров спроектированных изделий и процессов, выбор форм и методов организации производства новых изделий, обеспечение их, необходимыми материалами и комплектующими, подготовка и переподготовка кадров, оперативно-производственное планирование.

Нормативная база управления обновлением изделий особенно важна для обеспечения пропорциональности процесса обновления продукции на предприятии. Система норм и нормативов затрат должна учитывать циклы обновления осваиваемой и производимой продукции, а также затраты, связанные с процессом обновления, а именно: НИОКР, разработка технологии, разработка и изготовление технологической оснастки, материально-техническое обеспечение, планово-организационная подготовка производства, профессиональная подготовка кадров.

Выявив связи и изучив взаимодействия составных частей различных по своей природе объектов, можем определить структуру системы. В системном анализе различают структуры линейного, иерархического, сетевого, матричного, комбинированного типа. Рассмотренная в данной работе система является структурой матричного типа, которая характеризуется пересечением свойств и элементов подсистем, без наличия подчиненных узлов и без наличия резервных связей.

Делись добром ;)