logo
Управление персоналом гостиницы

1.2 Элементы управления персоналом

«Отбор, распределение должностей, оценка, вознаграждение, продвижение, закрепляют культуру, показывая людям что важно, а что - нет» Н Тичи, М. Дивана Лидеры организации, с. 191..

М. Блюменталь отмечал: «Вы делаете так: нанимаете подходящих вам людей и даете им возможность нанять подходящих людей - показываете им как вы можете управлять компанией, поощряя изложенные ими собственные мнения, предоставляя им ответственность, и добиваетесь, чтобы они функционировали как коллектив. Вы поощряете их поступать так же и со своими подчиненными, вы вкладываете деньги в будущее, создавая учебные центры. Делая все это вы ожидаете от них того же. Так вы подбираете сотрудников по своему подобию, и имеете возможность надеяться, что их действия будут аналогичны вашим» Н Тичи, М. Дивана Лидеры организации, с. 191..

Таким образом, «ключевыми» узлами системы возможно рассматривать:

Найм.

В основу приема на работу «образцовых компаний» - соотнесение личных ценностей сотрудника с культурными постулатами организации, так как действенный способ формирования корпоративной культуры - это жесткий контроль над теми, кого только принимают на работу и над теми, кто занимает ключевые посты в организации.

Заполнение вакансий происходит как за счет внутренних резервов, что стимулирует работников, так и за счет внешних источников.

Существует несколько способов поиска кадров, каждый из которых используется на основе поставленных задач с учетом возможностей организации и внешних условий.

Наиболее значимый вопрос при найме - определение способов отборов кандидатов, обеспечивающих оптимальный результат. Так, к примеру, желающие получить место работы на заводе «Хонда» должны написать сочинение о своих жизненных целях и о том, как работа согласуется с ними. Так отсеивается 90% нанимающихся, с оставшимися 10% проводится собеседование, к которому привлекаются как специалисты кадровых служб, так и менеджеры, в чьем подчинении может работать нанимающийся. Таким образом, система подбора персонала требует:

Определение связки «работа - человек»

Использовать внутренние и внешние источники найма.

Использовать достаточное количество источников найма.

5. Условием успешного найма возможно считать соответствие работника кругу его обязанностей и работе и соответствие работника требованиям корпоративной культуры.

Адаптация.

Принятый на работу человек должен адаптироваться (приспособиться) к организационным условиям, «войти» в культуру данного коллектива.

Э. Мейн определяет социальную адаптацию как «процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации» А. Мескон Основы менеджмента, с.575 .

Если менеджмент заинтересован в успехе работника, он должен помнить о том, что предприятие - это общественная организация (система), работник - это личность.

Организация использует целый ряд официальных и неофициальных способов, чтобы ввести человека в общество.

Формально во время найма работнику дают информацию о предприятии, работе, ожиданиях от его действий. Основная ответственность лежит на линейных менеджерах.

Ориентация и введение в должность - процесс не одной недели, только достижение последней стадии адаптации характеризует ее завершение.

Успех адаптации - это вовлечение подходящего работника в активную деятельность на основе корпоративных принципов, его полезность организации в целом.

Обучение.

Одним из наиболее важных элементов системы управления персоналом является обучение.

Организация обучения включает процесс, состоящий из нескольких фаз: на уровне высшего руководства и на уровне линейных руководителей.

Существует несколько требований, обеспечивающих эффективность обучения.

Обучение предполагает наличие мотивации у обучаемого. Люди должны понимать, каким образом обучение повысит результат их работы и их благосостояние.

Необходим определенный климат обучения: среда, методы, время.

Обучение должно быть доступным, человек должен быть способен усвоить программу и овладеть навыками.

Наличие «обратной связи» как основа социального и профессионального комфорта обучающегося.

Оценка труда.

Оценка является важнейшим ключом к самому управлению персоналом. Она важна как с позиций справедливости, так и эффективного продвижения персонала. Проблема состоит в поиске критериев адекватной оценки.

В эффективных организациях применяются различные способы аттестации персонала. Так, для японских компаний - техническая квалификация и способность к сотрудничеству с коллегами, иное качество продукции имеют более важное значение, чем краткосрочный вклад в прибыль. Американцы основным критерием считают ориентацию людей на прибыль.

В любом случае, оценка труда предусматривает наличие определенных процедур, обеспечивающих эффективное и оптимальное исследование данного фактора:

Установление стандартов, норм;

Сбор информации: на сколько эффективно работник выполняет свои обязанности;

Сопоставление с целями компании и сотрудниками, выполняющими аналогичную работу;

Затрачиваемые усилия и степень ответственности работника по достижению корпоративных целей и профессиональных задач.

В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям:

Административной - повышение, понижение, перевод по службе, прекращение трудового соглашения.

Информационной - информация о работнике, его соответствие работе, реальности поставленных целей и задач направления совершенствования работника.

Мотивационная - тот или иной результат приводит к использованию системы воздействия (поощрения, наказания) и закреплению поведения в будущем.

Система оплаты труда.

Главная роль системы оплаты труда - мотивационная. Размер вознаграждения должен соотноситься с экономическим эффектом деятельности работника, тем самым стимулировать ее.

Большинство передовых компаний использует две составляющие в оплате труда: фиксированную постоянную и переменную, представляющую собой вознаграждение за достижение целей компании.

Эффективная оплата предполагает, прежде всего, понимание работником, что должно быть сделано для достижения выдающегося результата. В пользу подхода, учитывающего качество и результат, свидетельствует опыт японских фирм.

Система материального стимулирования, по мнению ведущих специалистов, сегодня базируется на уровне квалификации специалиста и его отношении к делу.

Политика компании применительно к зарплате должна иметь две главные цели:

Обеспечить соответствующий уровень оплаты труда;

Побудить людей к карьере, обеспечивая соответствующую оплату за дополнительную ответственность и совершенствование навыков.

Когда компания имеет продуманную систему вознаграждений, применяется термин - управление заработной платой, что является подсистемой управления персоналом.

Карьера.

Карьера работника теснейшим образом связана с соответствием его поведения основным принципам организационной культуры. А так как эти принципы персонифицированы с руководителем, то его действия и являются решающими.

Л. Яккоки рассуждает следующим образом: «Для заполнения высших управленческих постов я подыскиваю лишь неутомимых работяг. Это не работники, которые стремятся делать больше, чем от них требуется. Они всегда доступны. Они доступны для людей, которые с ними работают и стараются помочь им лучше выполнить возложенные на них обязанности. Я ищу людей напористых. Сила менеджера в том, что он знает, как давать поручения и кому их давать и как их вдохновлять на дело…» Л.Локка Карьера менеджера, с.85.

Японская организационная культура довольно строго обуславливает движение кадров. Используя пожизненный найм как способ мышления, обеспечивающий последовательное продвижение работника по служебной иерархии. Суть данного подхода - в ориентации на максимальную отдачу в пользу организации.

Использование данных элементов обеспечивает менеджеру возможность осуществлять подбор персонала на основе норм корпоративной культуры и его целенаправленную деятельность с максимальным использованием потенциала работника в интересах предприятия