Управление персоналом гостиницы

курсовая работа

2.1 Характеристика гостиницы «Обь» и место гостиницы на рынке гостиничных услуг г. Новосибирска

Рынок гостиничных услуг Новосибирска развивается стремительными темпами. За последние четыре года количество средств размещения увеличилось в два раза и составляет сегодня более 60 гостиниц. При этом около 25 из них -- ведомственные, практически не имеющие выхода на рынок. Большинство оставшихся -- малые и загородные комплексы. Количественный скачок связан с ростом спроса. Он обусловлен, во-первых, наплывом из соседних регионов туристов, для которых Новосибирск -- исторически сложившийся современный культурный, научный и торговый центр. Внутренние туристы теперь часто совершают сюда маршруты выходного дня, оставляя крупные суммы денег в городских супермодных бутиках и ресторанах. Не случайно в выходные и праздничные дни количество машин с номерами близлежащих регионов увеличивается по сравнению с буднями в несколько раз.

Вторая причина развития сферы гостеприимства -- конгрессный туризм. Новосибирск -- еще и политический и деловой центр: здесь расположено представительство полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, исполнительная дирекция Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, крупнейший выставочный комплекс Сибири «Сибирская Ярмарка», которая организует до 90 выставок в год. Когда в Новосибирске проводят конгрессы, форумы, конференции, симпозиумы, свободных номеров в городе практически не остается. Дополнительный источник дохода -- организация бизнес-услуг и сопутствующий им кейтеринг (банкетные и ресторанные услуги, в том числе выездные). По подсчетам специалистов, правильно поставленный кейтеринг может приносить до 30% дохода гостиницы.

Самые серьезные игроки на новосибирском рынке -- гостиницы «Обь» (416 мест), «Сибирь» (365 мест), «Новосибирск» (529 мест), «Центральная» (291 место), «Северная» (260 мест) и «Золотая долина» (209 мест). В сумме они содержат около половины всех мест новосибирского гостиничного бизнеса и около 70% номеров класса «люкс». Уровень сервиса во всех тянет на двух- и трехзвездочный классы. Можно выделить двух лидеров рынка, подтягивающихся к европейским стандартам, -- «Сибирь» и «Обь». Они выгодно расположены рядом с транспортными развязками и имеют развитую инфраструктуру: рестораны, бизнес-центры, банкетные залы, сауны, парковки, интернет-залы. Острая конкурентная борьба разворачивается только в сегменте потребителей высококлассных услуг.

Всего гостиничный сектор города имеет 1891 номеров (4095 мест).

Среднегодовая загрузка гостиниц города постепенно растет. В 2000 году общая загрузка номерного фонда составляла всего 30%, в 2001 году - 35%, в 2002 году - (для ** и *** гостиниц) около 40%.

В настоящее время общая загрузка гостиниц оценивается на уровне 50- 60%. Общая средняя месячная загрузка по гостиницам города колеблется от 32% до 60%. Загрузка номерного фонда муниципальных и ведомственных гостиниц с низким уровнем цен, (учитывая проживание в них представителей ведомств, которые, как правило, проживают со скидками и льготами) составляет более 60%.

На долю шести крупных гостиниц приходится 1242 номера - 65,6% от общего числа номерного фонда гостиниц Новосибирска.

Позиционирование основных игроков на рынке в 2003 году в процентном отношении выражено следующим образом (табл. 5):

"right"> Таблица 5

Позиционирование основных игроков на гостиничном рынке г. Новосибирска в 2003 году

Название

Кол. номеров

Доля дохода на рынке

«Сибирь»

222

23,3%

«Обь»

247

21,7%

«Новосибирск»

342

22,0%

«Центральная»

183

8,4%

«Северная»

126

9,2%

«Золотая долина»

122

8,1%

Остальные 27 гостиниц

649

7,3%

Основным сегментом приезжих 6 крупных гостиниц является деловой туризм (деловые поездки и поездки с частными целями). Обусловлено это тем, что Новосибирск относится к крупным промышленным городам Российской федерации, является столицей Сибирского региона, перспективным центром в плане создания и развития филиалов московских и иностранных компаний.

К прямым конкурентам ОАО «Гостиница «Обь» относятся: гостиница «Сибирь» ***; гостиница «Новосибирск» Высшая категория “Б”.

Основными конкурентными факторами на рынке, имеющих направленность предоставления гостиничных услуг, в настоящее время являются: цена; качество предлагаемых услуг; количество номерного фонда данной категории.

При этом для разных групп потребителей превалирующими являются разные факторы.

Фактор цены является основным для потребителей со средним уровнем достатка. В табл. 6 приведена сравнительная характеристика цен на услуги основных игроков гостиничного бизнеса г. Новосибирска.

"right"> Таблица 6

Сравнительная характеристика цен на услуги основных игроков гостиничного бизнеса г. Новосибирска.

Категории номеров

«Обь»

«Новосибирск»

«Сибирь»

Цена за номер

Цена за номер

Цена за номер

СЮИТ 3 ком., 80 кв.м.

11000

-

15600

СЮИТ 3 ком., 80 кв.м.

10000

-

-

Апартаменты
2 ком., 60 кв.м.

7000

-

-

Апартаменты
2 ком., 80 кв.м.

13000

-

-

«ЛЮКС» 2 ком.

-

9800*

7600

«ЛЮКС» 2-х м., 2 ком., 40 кв.м.

3500

3300

5400

«ЛЮКС»

2-х м., 2 ком., 40 кв.м.

4800

4500

200,0 у.е.
6000 руб.

«ЛЮКС» 2 ком., 2-х мест.

2600

-

-

Студия 2-мест., 40 кв.м

3800

4000*

3900

2-х местный, 2 ком., в/к

3800

-

-

2-х мест., 1 ком., катег. 1«A»

1850

2000

2400

2-х мест., 1 ком., катег. 1«Б»

1750

1500

-

1-местный, катег. 1«A»

2100

1900

2500

1-местный, катег. 1«Б»

1900

-

1900

1-местный, катег. 1«В»

1800

1700

-

1-местный, катег. 1«Г»

1650

1500

-

1-местный, катег. 2

-

1000

-

Как видно из табл., цены на гостиничные услуги в гостинице «Обь» в среднем ниже, чем у конкурентов.

Качество услуг более важно для потребителей с высоким уровнем доходов, нуждающихся, прежде всего, в повышенном уровне обслуживания.

ОАО «Гостиница «Обь» находится по адресу 630009, Новосибирск, Добролюбова улица, 2. Дата государственной регистрации ОАО «Гостиница «Обь»: 21.05.1993 г. Номер свидетельства о государственной регистрации: ГР 332. Орган, осуществивший государственную регистрацию: Новосибирская городская регистрационная палата. Основной государственный регистрационный номер: 1025401904736. Дата регистрации: 13.08.2002. Наименование регистрирующего органа: Инспекция МНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска Новосибирской области.

Основные товарные позиции ОАО «Гостиница «Обь» на рынке г. Новосибирска представлены услугами гостиницы, ресторана, сауны.

Основной хозяйственной деятельностью ОАО «Гостиница «Обь» являются гостиничные услуги. Доля доходов ОАО «Гостиница «Обь» от оказания гостиничных услуг в общих доходах по состоянию 01.10.2004 составляет 72%. Основная хозяйственная деятельность ОАО «Гостиница «Обь» не носит сезонного характера Ежеквартальный отчет Открытого акционерного общества «Гостиница «Обь» Код эмитента: 11834-F за Ш квартал 2004 года.

Структура основной деятельности ОАО «Гостиница «Обь» представлена в табл. 7

"right">Таблица 7

Основные виды продукции: гостиничные услуги

Наименование показателя

Данные за 3 квартал 2004 год.

Объем производства продукции, место дни

12 817

Среднегодовая цена продукции, руб.

1 754

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб.

22 482,8

Доля от общего объема выручки, %

72

Соответствующий индекс цен, %

-

Структура затрат ОАО «Гостиница «Обь» на производство и продажу каждого основного вида продукции приведена в табл. 9

"right"> Таблица 8

Структура затрат ОАО «Гостиница «Обь» на производство и продажу каждого основного вида продукции

Наименование статьи затрат

Отчетный период

Сырье и материалы, приобретенные комплектующий изделия, полуфабрикаты %

20

Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, %

42

Топливо, %

1

Энергия, %

1

Затраты на оплату труда, %

21

Проценты по кредитам, %

3

Арендная плата, %

1

Отчисления на социальные нужды, %

7

Амортизация основных средств, %

3

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, %

1

Прочие затраты, %

Амортизация по нематериальным активам, %

Вознаграждения за рационализаторские предложения, %

Обязательные страховые платежи, %

Представительские расходы, %

Иное, %

1

ИТОГО: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость), %

100

Выручка от продажи продукции (работ, услуг), %

97

2.2 Структура управления ОАО «Гостиницей Обь» и кадровая политика организации

Гостиницы и рестораны имеют сложную организационную структуру, характеризуемую распределением целей и задач управления между подразделениями и отдельными работниками. Под организационной структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Организационная структура управления складывается из взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями гостиницы полномочий и ответственности. В структуре управления гостиницей выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отделами имеют горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Структура управления ОАО «Гостиница Обь» представлена на рис. 5

6

Рисунок 5 - Организационная структура ОАО «Гостиница Обь»

Высшим органом управления ОАО «Гостиница «Обь» является общее собрание акционеров. Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом к компетенции общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В соответствии с уставом ОАО «Гостиница «Обь» единоличным исполнительным органом является генеральный директор.

Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества.

Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе: представляет интересы общества; совершает сделки от имени общества в пределах, установленных Федеральным законом "Об акционерных обществах" и уставом, утверждает штаты; издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества; заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками общества, применяет к работникам дисциплинарные взыскания и поощрения; выдает доверенности от имени общества ; обеспечивает уплату обществом налогов и иных обязательных платежей в бюджет, ведение бухгалтерского учета и отчетности; обеспечивает использование прибыли в соответствии с решениями общего собрания акционеров; обеспечивает соблюдение правил охраны труда; совершает иные действия по руководству за текущей деятельностью общества.

Данные о численности и обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников) ОАО «Гостиница «Обь», а также об изменении численности сотрудников (работников) ОАО «Гостиница «Обь» приведены в табл. 9.

"right"> Таблица 9

Данные о численности сотрудников (работников) ОАО «Гостиница «Обь»

Наименование показателя

3 квартал 2004 года

Среднесписочная численность работников,

чел.

257

Объем денежных средств, направленных на оплату труда,

тыс. руб.

6 113

Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, тыс. руб.

2 056

Общий объем израсходованных денежных средств,

тыс. руб.

30 097

Сведения о сотрудниках (работниках) ОАО «Гостиница «Обь» в зависимости от их возраста и образования приведены в табл. 10

"right">Таблица 10

Сведения о сотрудниках (работниках) ОАО «Гостиница «Обь» в зависимости от их возраста и образования

Наименование показателя

3 квартал 2004 года

Сотрудники (работники), возраст которых составляет менее 25 лет, %

12,2

Сотрудники (работники), возраст которых составляет от 25 до 35 лет, %

23,2

Сотрудники (работники), возраст которых составляет от 35 до 55 лет, %

54,0

Сотрудники (работники), возраст которых составляет более 55 лет, %

10,6

Итого: из них:

имеющие среднее и/или полное общее образование, %

имеющие начальное и/или среднее профессиональное образование, %

имеющие высшее профессиональное образование, %

имеющие послевузовское профессиональное образование, %

100

46,0

37,1

16,9

0,0

Анализируя сведения о структуре кадрового состава предприятия по возрасту и образованию, можно отметить, что большинство работающих на предприятии сотрудников находятся в возрасте 35-55 лет (54%), наименьшее количество сотрудников находятся в возрасте более 55 лет (10,6 %). Большинство сотрудников (46 %) имеют среднее и/или полное общее образование, начальное профессиональное образование имеют 37,1 %, высшее образование имеют 16,9%.

Можно отметить, что в гостинице необходимо проведение аттестации персонала гостиниц и повышение квалификации сотрудников различных служб.

Среди положительных моментов у сотрудников ОАО «Гостиница «Обь» можно отметить терпение, благожелательность, высокую культуру обслуживания, свободное владение английским языком. За время работы в компании ОАО «Гостиница Обь» сформировался высокопрофессиональный дружный коллектив, где, как в хорошей семье, все помогают друг другу.

Благодаря усилиям директора ОАО «Гостиница Обь», работникам предоставлен полный социальный пакет. Создана профсоюзная организация, действуют правила внутреннего трудового распорядка и коллективный договор. За счёт предприятия регулярно проводятся медицинские осмотры, заключены договоры медицинского страхования и страхования работников от несчастных случаев, организована учёба персонала. Выдаются беспроцентные ссуды для приобретения товаров первой необходимости, материальная помощь в связи с юбилейными датами и уходом на заслуженный отдых, а также при уходе в очередной отпуск и других случаях.

Премирование работников гостиницы осуществляется на основании Положения о премировании, утвержденного Генеральным директором. В нем предусмотрены следующие показатели и порядок премирования работников.

1. Показатели премирования работников гостиницы ОАО «Гостиница Обь»

1.1. Надлежащее исполнение обязанностей, возложенных на работника должностной инструкцией.

1.2. Соблюдение трудовой дисциплины.

1.3. Соблюдение требований к внешнему виду и правил санитарии и гигиены.

1.4.Соблюдение требований техники безопасности и противопожар-ной безопасности.

1.5. Бережное отношение к имуществу Предприятия.

1.6. Качественное обслуживание клиентов Предприятия.

1.7. Коммуникабельность.

1.8. Инициативность.

1.9. Повышение квалификации.

1.10. Способность к принятию оптимальных решений в пределах своей компетенции.

II. Порядок премирования работников гостиницы ОАО «Гостиница Обь»

2.1. Руководители структурных подразделений, отделов и цехов ежедневно ведут учет выполнения подчиненными им работниками возложенных на них обязанностей и показателей для их премирования.

2.2. За невыполнение или ненадлежащее выполнение одного или нескольких показателей премирования работники гостиницы «Аметист» по решению Генерального директора могут быть лишены премии полностью или частично.

Предложения о премировании и депремировании работников руководи-тели служб передают начальнику отдела кадров не позднее 30 числа каждого месяца.

2.4. Начисление премии работникам предприятия производится на основании приказа Генерального директора гостиницы ОАО «Гостиница Обь»

Анализируя приведенные выше показатели и порядок премирования персонала можно заключить следующее: велик фактор субъективной оценки, работник полностью получит премию в том случае, если будет просто исполнять свои обязанности, размер премии начисляется не за успехи или инициативу, а уменьшается за упущения в работе.

Такая система не может увеличивать мотивацию работника.

Гораздо эффективнее повышает мотивацию принятая программа социального обеспечения сотрудников. Она, в частности включает: бесплатное питание, униформа, чистка, отпуск 30 календарных дней, медицинское обследование - 1 раз в год, стоматологический профилактический осмотр - 1 раза в год, рождественский вечер, поощрение к годовщине открытия гостиницы, путевки в санатории, пионерские лагеря, профессиональное обучение, обучение и развитие по программам международного гостиничного сервиса.

Через 3 месяца работы выплачивается ежемесячная премия - до 50% должностного оклада

Делись добром ;)