2.6 Управленческое и деловое общение. Управленческие решения
Деловое (управленческое) общение -- это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.
Деловое общение осуществляется различными способами, формами общения:
1. Деловая беседа, представленная в виде совместного обсуждения коллективом рабочих процессов, определение путей решения возникающих вопросов. Однако деловая беседа не является той формой общения, когда, как итог, необходимо вынесение решения. Для этого существует следующая форма делового общения - это деловые переговоры.
2. Деловые переговоры, основной задачей которых является определение решения и его принятие. Деловые переговоры в всегда имеют четкую направленность общения, итог которого это подписание документов. Как следствие, здесь не обойтись без такой формы делового общения, как спор. Когда происходит столкновение интересов, твердое отстаивание своих позиций участниками переговоров, возникает спор. Протекает в организации он путем обсуждения разногласий, дискуссий.
3. Деловое совещание это процесс открытого обсуждения коллективом, или его частью, служебных вопросов. Во время делового совещания приобщают сотрудников к процессу принятия решений. Как продолжение этой формы делового общения, в организации имеет место и такая его форма, как публичное выступление.
4. Публичное выступление представлено изложением определенной информации одним человеком для круга лиц, аудитории. Здесь соблюдаются все нормы и правила при построении и прочтении своего выступления. Выступающий должен обладать ораторским искусством, что быть понятым и принятым коллективом.
5. Деловая переписка. Она относится к косвенному, не прямому, деловому общению. Это форма передачи деловой информации посредством составления письма. Сюда относятся все письменные приказы, запросы, уведомления о чем-либо, отправляемые из других или вышестоящих организаций. В свою очередь, организация отправляет вышестоящим организациям свои сообщения. Рассматривая переписку, как одну из форм делового общения, сюда можно отнести дипломатические, коммерческие письма, частное официальное письмо. Для деловой переписки существуют свои определенные требования, свой этикет их написания.
Различные формы делового общения используются для: повышения производительности труда и своевременному решению возникающих вопросов.
В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» используют некоторые формы делового общения:
· Деловая беседа (в ходе проведения утренних и вечерних пятиминуток)
· Публичное выступление (происходит во время собрания когда появилась какая либо новая информация, например новая акция, и руководству необходимо донести её продавцам)
· Деловая переписка (происходит между филиалами организации в ходе появления новых задач у руководства организации)
Управленческое решение -- творческое, волевое действиесубъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.
Методы принятия управленческих решений - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Существует несколько подходов к определению методов принятия управленческих решений. Один из них определяет следующие методы:
· Интуитивные решения - выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен;
· Решения, основанные на суждениях (т.е. на основе знаний и опытов);
· Рациональные решения (на основе аналитического процесса).
Второй подход определяет следующие методы:
· Неформальные (эвристические);
· Коллективные (мозговая атака);
· Количественные (как правило, с помощью ЭВМ).
Индивидуальные стили принятия решений:
· Решение уравновешенного типа - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемыми гипотезами и проверками;
· Импульсивное решение - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить и уточнить;
· Инертное решение - становится результатом осторожного поиска;
· Рискованное решение отличается от импульсивного решения тем, что авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез;
· Решение осторожного типа характеризуются тщательностью оценки менеджером своих вариантов.
В ходе работы предприятия «СТРОЙДЕПО» постоянно возникают различные вопросы, на которые необходимо принять управленческие решения. Например:
В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» в 12 часов выключили электричество. Руководством «СТРОЙДЕПО» было принято решение, о продолжении работы гипермаркета, до тех пора пока работает резервный генератор (около 30 минут). После того как перестал работать резервный генератор, магазин временно приостановил свою деятельность, но сотрудников не отпустили. Руководство приняло решение о проведении внеплановой уборки. В 16 часов электричество включили и гипермаркет «СТРОЙДЕПО» продолжил работу.
Принято решение было эффективно потому-то: не смотря на импульсивность решения, оно не сорвало работу магазина и в данной ситуации принесло максимальную пользу. Руководство не стало устраивать внеплановый выходной и магазин выполнил те задачи которые должны были выполнить в дальнейшем. Конечно же магазин понёс некоторые убытки, но если бы сотрудников отпустили магазин в тот день совсем не принёс бы прибыли.
- Введение
- 1.1 Общие сведения о предприятии торговли. Государственная регистрация предприятия
- 2. Управление структурным подразделением организации на предприятии
- 2.1 Организационная структура управления. Уровни управления предприятием
- 2.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия
- 2.3 Коммуникации, стили управления руководителей
- 2.4 Планирование работы подразделения
- 2.5 Контроль на предприятии. Мотивация
- 2.6 Управленческое и деловое общение. Управленческие решения
- 2.7 Особенности менеджмента в торговле