Управление транспортным комплексом (на примере Управления благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "город Ижевск")

дипломная работа

1.3 Отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом

Следует отметить, что во многих развитых странах мира услуги пассажирского транспорта определяются как социально значимые. Поэтому система пассажирского транспорта и проблемы ее функционирования находятся под пристальным контролем со стороны государственной власти различного уровня.

Практически во всех развитых странах доходы предприятий пассажирского транспорта покрывают от 23 до 76% текущих эксплуатационных расходов. Остальная часть затрат возмещается субсидиями.

Участие органов власти различных уровней в финансировании пассажирского транспорта за рубежом представлено в таблице 1.

В исследовании проведен анализ структур управления деятельностью общественного транспорта за рубежом. Анализ показал, что в большинстве развитых стран функции управления деятельностью общественного транспорта осуществляют местные органы управления. Только в некоторых небольших государствах управление пассажирскими перевозками выполняется централизованно на государственном уровне.

Типичная структура управления городским пассажирским транспортом, применяемая во многих странах мира выглядит следующим образом:

- орган управления;

- транспортные предприятия;

- центр оперативного управления услугами, предоставляемыми пассажирским автотранспортом;

- технический центр.

Местные органы власти организуют систему общественного транспорта через «Орган управления», которым может быть специально созданная, отдельная от местной власти, но контролируемая ею структура или структура внутри органов местного самоуправления. В Нью-Йорке, например, при мэрии на правах муниципальной компании создано хозяйственное управление пассажирским транспортом. В регионе Иль-Де-Франс (округ Парижа) функции управления общественным транспортом возложены на Синдикат парижского транспорта, который образован при непосредственном участии государства, и в его структуру под президентством префекта входят представители 8 департаментов региона.

«Транспортные предприятия» независимо от формы собственности работают на условиях контракта с «Органом управления». В рамках названного контракта предприятия обладают автономией в управлении.

«Центр оперативного управления перевозками» выполняет функции организатора перевозочного процесса. Он организационно может входить как подразделение в состав «Органа управления» или выступать в качестве самостоятельного юридического лица. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте: учебник для вузов, Москва, 2002.

Таблица 1

Участие органов власти различных уровней в финансировании пассажирского транспорта за рубежом (в %)

Страны

Государство

Региональные и местные органы

капитальные затраты

эксплуатационные расходы

капитальные затраты

эксплуатационные расходы

Бельгия

100

100

0

0

Нидерланды

100

100

0

0

США

75

16

25

84

Италия

70

87

30

13

Австрия

50

0

50

100

Германия

45

12

55

88

Франция

10

0

90

100

Швеция

9

5

91

95

Великобритания

5

0

95

100

Швейцария

1

1

99

99

Канада

1

0

99

100

Россия

19

81

«Технический центр» обеспечивает техническую поддержку транспортной системы (обеспечение исследовательских, проектных и конструкторских работ по всем проблемам, связанным с развитием транспортной системы).

Основной формой создания конкурентной среды на городском пассажирском транспорте зарубежных стран является конкурсная реализация маршрутных концессий. Данная форма основана на организации для лицензированных компаний-перевозчиков ежегодных конкурсов на получение прав осуществления муниципальных маршрутных заказов. Преимущество при получении маршрутных концессий отдается транспортной компании, заявившей наименьшую стоимость выполнения заказа при соблюдении установленных его объемно-качественных параметров. При этом за органами местной власти сохраняется право контроля над указанной компанией при исполнении условий муниципального заказа.

Концессионными контрактами предусмотрены санкции к компаниям-нарушителям: в исключительных случаях последние могут лишаться концессий, а также лицензий на право осуществления данного вида деятельности.

Так же рассмотрен и российский опыт решения проблем управления и организации перевозок пассажиров в муниципальном хозяйстве в Красноярске, Пензе, Череповце и других городах России.

К примеру, в Череповце все частные перевозчики работают в режиме общественного транспорта, т.е. перевозят все категории пассажиров, включая льготников. За это они получают компенсацию выпадающих доходов на условиях, одинаковых с муниципальными автопредприятиями. Это позволяет обеспечить соблюдение социального законодательства всеми субъектами перевозочного процесса и избежать перераспределения пассажиров, оплачивающих и не оплачивающих свой проезд. Потребности населения города в перевозке пассажиров практически удовлетворяются полностью. Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: МарТ, 2007.

Делись добром ;)