Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий

дипломная работа

Введение

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений выделил информатизацию образования. В рамках этого проекта большинство образовательных учреждений страны оснащены современной компьютерной техникой, мультимедийным и сетевым оборудованием, имеют доступ в Интернет.

Проект «Информатизация системы образования» тесно связан с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:

ь Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей.

ь Функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.

ь Дальнейшее стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах, и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования к уровню не только подготовки выпускника образовательного учреждения, но и профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. В настоящее время возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога - компетентного педагога, позволяющего сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в новых условиях обучения диктуют необходимость опытного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Однако, современные исследования показывают, что даже регулярное прохождение курсовой подготовки через каждые 5 лет, не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности. В связи с этим, видится проблема организации интегрированной системы повышения квалификации, позволяющая сделать процесс освоения педагогами новых информационно-коммуникационных технологий непрерывным.

Проблема исследования заключается в отсутствии определения «управленческой поддержки», ее сущности, критериев эффективности.

С учетом вышесказанного была избрана тема исследования: «Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий».

Объект исследования - управленческая поддержка педагогического коллектива.

Предмет исследования - управление процессом освоения педагогическим коллективом новых информационно-коммуникационных технологий.

Цель исследования - разработка рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки для профессионального роста педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий заключается в создании комплекса научно-методических, материально-технических, финансовых, нормативно-правовых, мотивационных условий повышения квалификации педагогов, который наилучшим образом будет способствовать развитию готовности педагогического коллектива к использованию новых информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть новые информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессионального мастерства педагога.

2. Проанализировать методологические и теоретические основы управления профессиональным ростом педагогического коллектива.

3. Определить понятие управленческой поддержки педагогического коллектива.

4. Обобщить результаты исследования в разработке рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Поставленные задачи определили процедуру исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники по методологии, теории и методике образования: опыт управления образовательными учреждениями, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, уточнялась цель, объект и предмет исследования. На этом этапе определена перспективная цель, объединяющая педагогический коллектив, которая определила содержание комплексной программы профессионального развития педагогов, разработана модель управления профессиональным развитием педагогического коллектива. Полученные материалы легли в подготовку методики экспериментальной работы.

На втором этапе уточнялись педагогические условия, повышающие уровень управления педагогическим коллективом, разрабатывались рекомендации по повышению качества управленческой поддержки.

На третьем этапе проводился анализ и теоретическое обобщение данных экспериментальной работы, формулирование общих выводов и разработка методических рекомендаций.

Новизна исследования заключается в том, что рассмотрено понятие управленческой поддержки педагогического коллектива и разработаны рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации управленческой поддержки профессиональному росту педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования рекомендаций для внутришкольного управления, направленного на развитие педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Методы исследования: анкетирование, оценивание, статистическая обработка эмпирических данных, педагогический анализ и обобщение.

Экспериментальная база: в исследовании участвовали руководящие и педагогические работники Еткульского муниципального района, а также обучающиеся МБОУ Селезянская СОШ.

Таким образом, в общем, было обработано более 50 анкет, отражающих уровень управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Делись добром ;)