logo
Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий

1.3 Организация управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий

Поскольку современное образование развивается в режиме инновационного поиска, постольку в решении проблемы управления повышением квалификации персонала в области информационно-коммуникационных технологий особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования персонала как условия его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.

Необходимость постоянного развития и обучения персонала новым информационно-коммуникационным технологиям в настоящее время продиктована также динамикой внешней среды, освоением педагогами новых видов деятельности, развитием самих образовательных учреждений.

С точки зрения современного менеджмента, развитие персонала рассматривается как главный резерв повышения эффективности производства. При этом инвестирование в развитие персонала играет часто большую роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудования или на увеличение производственных мощностей.

Таким образом, администрация образовательного учреждения должна оказать управленческую поддержку педагогам в освоении нового вида деятельности.

Управленческая поддержка - это функция управления, направленная на установление субъект - субъектных взаимоотношений управляющей и управляемой систем.

Функциями управленческой поддержки выступают:

· создание необходимой и адекватной помощи учителю в процессе профессионального и личностного самоопределения и самореализации на основе диагностики его готовности к освоению новых информационно-коммуникативных технологий;

· создание ситуации востребованности субъектной позиции педагога;

· преодоление психологических затруднений учителей при освоении новых информационно-коммуникативных технологий.

Управленческая поддержка заключается в создании новой системы повышения профессиональной компетенции персонала, где работа строится не столько в академическом учреждении, сколько в реальных конкретных учительских коллективах, разделяя ответственность за конечный результат. Сегодня, очевидно, что повышение профессиональной компетенции будет значительно эффективнее при обучении не отдельного педагога, а большой группы (лучше всего коллектива) педагогов конкретной организации. Поэтому принципиально важно работать в команде в контексте требований процесса модернизации системы образования.

Данная система позволит решить проблему преодоления сопротивления персонала инновациям, внутренней интеграции, опираясь на инициативу педагогов и внешние привлеченные ресурсы, в связи с тем, что она опирается на групповые ресурсы. Она предполагает достижения реальных результатов (в терминах изменения качества) при условии создания консалтинго-тьюторской службы, деятельность которой акцентирована на поддержку процесса переноса приобретенных знаний в практическую деятельность. Одной из важнейших задач является оценка качества произведенного повышения квалификации, диагностирования и прогнозирования потребностей персонала. Ведущей деятельностью при этом должно быть тьюторство или коучинг. Коучинг в данном контексте определяется как «процесс взаимодействия между учителем и специалистом, помогающим учителю перенести приобретенные на курсах повышения квалификации умения в реальную ситуацию обучения в классе». Для данного направления характерны неэкспертные методы деятельности, т.е. отказ от позиции эксперта - специалиста, который знает, как надо делать.

Диагностика и прогноз вероятных затруднений практических работников должны находиться в тесной взаимосвязи с проектированием и реализацией программ обучения. Осуществление программ обучения производится институтами повышения квалификации работников образования и факультетами переподготовки, которым консалтинго-тьюторская служба как сетевой оператор процесса повышения квалификации заказывает разработку и осуществление программ обучения.

Главной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов. Это означает, что повышение квалификации должно сопровождаться интенсивной практической направленностью и заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным педагогом в ходе внутришкольного повышения квалификации, а так же курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.).

При этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных педагогом знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации. Такой подход подразумевает сопровождение педагога в практической деятельности и отслеживание результативности реализации данного продукта в реальной педагогической деятельности.

В настоящее время у образовательных учреждений есть потенциал проводить изменения, не столько насаждая тот или иной ориентир сверху, сколько предоставляя новые возможности всем заинтересованным участникам образовательного процесса:

ь возможности каждому выбрать и гибко выстраивать свой профессиональный путь;

ь возможность влиять на содержание технологии и все элементы образования через полноценную обратную связь;

ь возможности в базовом образовании приобрести современные компетентности, адекватные задачам инновационного развития страны;

ь многообразные возможности обновления полученных квалификаций.

Современная модель образования ориентирует на постоянный рост профессиональной квалификации также в области освоения новых информационно-коммуникационных технологий педагогическим коллективом, возможность обновлять свои знания постоянно с учетом собственных интересов и интересов образовательного учреждения, используя различные подходы: внутришкольное и внешкольное повышение квалификации.

Таким образом, главной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых информационно - коммуникационных технологий является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов.