Управленческие решения
2.4 Обоснование системы мотивации работников предприятия
Мотивация - это процесс стимулирования индивидуума или группы людей к деятельности, способствующей достижению целей организации; она необходима для внедрения принятых решений и эффективного выполнения работ.
Для проектирования системы мотивации ИП Данилович будет использоваться теория двух факторов Герцберга. В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие - с характером работы.
Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова "гигиена" (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению. Гигиенические и мотивирующие факторы в теории Герцберга отображены в таблице 4.
Таблица 4 - Гигиенические и мотивирующие факторы в теории Герцберга
Гигиенические факторы |
Мотивирующие факторы |
|
Политика организации и руководства |
Успех |
|
Условия работы |
Продвижение по службе |
|
Заработная плата, социальный статус |
Признание и одобрение результатов работы |
|
Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными |
Высокая степень ответственности |
|
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и профессионал роста |
Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами, т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность. Данный процесс изображен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Процессы удовлетворенности и неудовлетворенности
Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.
На основе разработанной им концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После этого менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности.
Исходя из вышесказанного, одним из основных гигиенических факторов в организации будет являться хорошее отношение с руководителем и сослуживцами, и организация займет достаточно прочную позицию в этом направлении. Также особое внимание будет уделено таким важным аспектам работы, как информированность о результатах работы и рабочие условия. Эта концепция направлена не только на привлечение, но и удержание квалифицированного персонала в организации.
Ещё один гигиенический фактор, который способен компенсировать большинство других гигиенических факторов, - это деньги. Примером этому может служить компенсация дальности работы, условий труда, графика работы удовлетворительным для сотрудника заработком.
Что касается мотивационных факторов - это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения возможна только на непродолжительное время. Важнейшими мотивационными факторами в проектируемой организации будут являться признание и по достоинству оцененная руководителем выполненная работа, а так же участие в принятии решений.
2.5 Обоснование системы контроля на предприятии
Контроль - управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работников работы организации.
Приоритетной деятельностью в организации, в отношении которой будет проводиться контроль - это качество проводимых занятий.
Предварительный контроль - Этот вид контроля предшествует началу любой деятельности предприятия. В проектируемой организации предварительный контроль будет включать в себя:
ѕ оценку возможностей ребёнка;
ѕ оценку наличия расходных материалов;
ѕ готовность персонала выполнять соответствующую работу.
Задачи текущего контроля будут следующими:
ѕ контроль качества выполняемой работы преподавателями;
ѕ контроль соответствия выполняемой работы ожиданиям клиента;
ѕ контроль выполнения работы к назначенному времени.
Планируется, что задачи предварительного и текущего контроля будут возложены на директора организации.
Итоговый контроль будет представлять собой отчет преподавателей о результатах проделанной работы директору организации. Контроль будет осуществляться в соответствии с нормативами и стандартами, применяемыми в образовательной деятельности.
Предложенная система контроля является целесообразной в деятельности детского клуба и позволит качественно оценивать работу сотрудников проектируемой организации.
Система контроля организована в соответствии с принципами эффективного контроля: контроль имеет стратегическую направленность, достаточно гибкий и экономичный. Данная форма контроля обеспечивает полную, своевременную и эффективную проверку всех этапов процесса учебной деятельности.