Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования

курсовая работа

1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития

Планирование является одним из методов управления экономикой, который весьма активно и успешно разрабатывался советскими учеными, а потому в нашей стране в этой области накоплен весьма немалый положительный опыт. Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Перечислим основные из них: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий и другие Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с.277-278..

В любой компании разрабатывается множество планов, однако основными являются стратегический, производственный и финансовый. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов, сфер и направлений развития компании, исходя из её потенциальных ресурсных возможностей. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики. В основе финансового планирования лежат стратегический и производственный планы.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования Финансовый менеджмент : учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина: под ред. Ю.П. Анискина. - Москва : Омега-Л, 2006. - с. 187..

Финансовый план представляет документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий её доходы и расходы. В процессе финансового планирования:

идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;

устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы;

формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - с. 398-399..

Авторы Лихачева О.Н. и Щуров С.А. достаточно лаконично обозначили что, финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия.

Цели финансового планирования зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, таких как максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании и другие Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. Пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник, 2007. - с. 64-65..

Для хозяйствующего субъекта финансовое планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Основные задачи финансового планирования следующие:

обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

выявление внутрихозяйственных резервов прибыли;

установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия и т.д.

Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования.

Научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов.

Целевая направленность - один из основных принципов организации управления финансами.

Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации.

Координация финансовых планов заключается в том, что финансовые планы структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы.

Непрерывность и гибкость процесса планирования.

Соответствие источников финансирования цели их привлечения.

Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организации при финансовом планировании ее деятельности.

Объектом финансового планирования организации служат:

выручка от продажи продукции;

прибыль и её распределение;

объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка и т.д.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Н.В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 202-204..

Профессор Ковалев В.В. в своей работе выделяет шесть этапов финансового планирования:

1) анализ финансового положения компании;

2) составление прогнозных смет и бюджетов;

3) определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

4) прогнозирование структуры источников финансирования;

5) создание и поддержание действенной системы управленческого и финансового контроля;

6) разработка процедуры внесения изменений в систему планов (контур обратной связи) Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - с. 400..

Рассмотрение вопроса об истории возникновения финансового планирования позволит нам понять очень важный момент, касающийся необходимости появления этого процесса, а также ознакомиться с мнением других авторов относительно сущности финансового планирования.

За основу возьмем работу автора Кулика О.С., в которой предложено 3 подхода к изучению истории возникновения и эволюции финансового планирования: с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте; с позиции этапов развития финансового менеджмента; с позиции развития экономики России.

В рамках рассмотрения данного вопроса мы будем придерживаться подхода с точки зрения развития экономики России. Финансовый план предприятия неразрывно связан с макроуровнем, то есть определяется господствующей на конкретный момент времени экономической ситуацией в стране. Первые два подхода не учитывают это, рассматривая финансовое планирование только как элемент финансового менеджмента. В подходе с позиции развития экономики этот недостаток устраняется.

В данном подходе дата становления финансового планирования определяется моментом появления административно-командной экономики Кулик О.С. Финансовое планирование деятельности предприятия: История возникновения и развития, современное состояние. // Финансовый менеджмент. - 2009. -№5. - с. 51-62..

В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Н.В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с.200..

Переход от административно-командной экономики к рыночной системе хозяйствования ликвидировал существующую в стране систему долгосрочного государственного планирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность в условиях непредсказуемости, стихийности экономики, а новые созданы не были. Финансовое планирование потеряло свою значимость и постепенно было забыто.

В работе авторов Кычанова Б.И. и Храповой Е.В отмечены положительные и отрицательные моменты планирования в советской экономике. А именно, негативность была в жесткости устанавливаемых сверху планов, которая сковывала инициативу предприятий, лишая их самостоятельности. При этом сверху устанавливали десятки показателей, правильность которых можно было оценить лишь на местах (например, перечень производств, где можно применять сдельную форму оплаты труда).

Другой крупный недостаток - планирование от достигнутого уровня, что также не стимулировало использование резервов Кычанов Б.И., Храпова Е.В. Финансовое планирование как элемент интегрированного планирования на предприятии. // Финансовый менеджмент. - 2008. -№5. - с. 105-117..

Профессор Кудров В.М. в труде "Крах советской модели экономики" доступно поясняет, что данный вид планирования позволяет хитроумным хозяйственникам на низовом уровне не раскрывать плановым органам все производственные возможности своих предприятий и легко "перевыполнять" план. Практически предприятия не заинтересованы в напряжённом плане, всячески скрывают свой производственный потенциал Кудров В.М. Крах советской модели экономики. http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=25&id..

Вместе с тем в советской экономике был накоплен и ценный, положительный опыт планирования:

составление долгосрочных планов;

использование прогрессивных методов планирования, включая экономико-математические методы и модели;

разработка нормативной базы планирования и т.д.

Негативное отношение к планированию в первые годы рыночных реформ постепенно сменилось признанием значимости планирования. В условиях роста конкуренции на международных и внутренних рынках роль этой функции управления постоянно повышается.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:

высокая степень неопределенности на российском рынке;

незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса и многие другие Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Н.В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с. 201-202..

Существенное число публикаций в периодической печати о финансовом планировании связано с особенностями организации планирования в условиях кризиса. Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ провела исследование на тему, какие метаморфозы произошли с системами планирования в условиях кризиса. Было опрошено 16 топ-менеджеров российских компаний из разных регионов и отраслей. Среди этих компаний можно назвать ГК «ГазРезерв», кондитерское объединение «Любимый край», Магнитогорский металлургический комбинат, Сибэлектромотор, Генподрядная компания СТЭП, «Топливные системы», Ювелирная сеть «585» и другие.

Основные выводы по этому исследованию следующие. Большинство руководителей рассматривают план как необходимый инструмент управления компанией в кризисные времена. Причем планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Хотя понятие среднесрочности в кризисные времена несколько меняется. Если в период стабильности среднесрочным считался 1-3-х летний план, то в период кризиса -- только на 1 год Дмитрий Сироткин, Инна Зинина, "ИКФ АЛЬТ". «Планирование в условиях кризиса».http://www.cfin.ru/management/practice/crisis_planning.shtml..

В подтверждение данной мысли можно привести результаты другого исследования, в котором анализируется влияние кризиса на горизонт планирования на малых предприятиях (см. таблицу 1).

Таблица 1. - Средние значения горизонта планирования на различных стадиях жизненного цикла Источник: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. «Горизонт планирования и финансовое положение малых предприятий в условиях кризиса». - www.nisse.ru/work/measures/reports/ reports_48.html.

Средний горизонт

планирования (мес.)

Становление

Рост

Зрелость

2007 год

2009 год

2007 год

2009 год

2007 год

2009 год

11,1

6,8

10,5

13,5

12,1

10,3

Кризис развития

Возрождение

Спад

11,1

6,9

10,5

8,0

12,1

7,0

По сравнению с 2007-м годом, в 2009 году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто находится на стадии роста.

Из опыта топ-менеджеров руководители исследований выделяют ряд правил, как сделать план в условиях кризиса более реалистичным.

Расчет, исходя из пессимистичного прогноза. Если компания будет готова к худшему варианту развития событий, то с лучшим она наверняка справится.

Использование экспертных оценок сотрудников. Метод экспертных оценок позволяет за короткий срок эффективно использовать огромный опыт и знания, накопленные топ-менеджерами компании.

Опора на знания и опыт службы продаж. При этом важно реально оценивать уровень понимания компанией своего рынка. «Можно много рассуждать о прогнозах рынка, тенденциях мировой и отечественной экономики, но без профессиональной, ответственной службы продаж реалистичный план получить практически невозможно» Делятся своим опытом Наталья Ковальчук, финансовый директор «ОМЗ Горное оборудование и технологии» и Марк Сорокин, финансовый директор машиностроительного предприятия «ИЗ-КАРТЭКС»..

Оперативное реагирование на изменения. Возможно также создание в компании специальной группы из числа менеджеров, которая будет отслеживать основные отраслевые и макроэкономические показатели и транслировать результаты для быстрого реагирования.

Поддержка стабильной системы закупок и продаж.

Таким образом, можно свидетельствовать о том, что пока финансисты не спешат отказываться от составления планов, но вот требования к ним и подходы к их составлению существенно изменились.

В данном вопросе достаточно подробно рассмотрены ключевые моменты процесса финансового планирования на предприятии. Далее необходимо определить традиционные методы, с использованием которых может осуществляться финансовое планирование на предприятии.

Делись добром ;)