logo
сем 4_лекция соц

2.3. Основы поведения людей

Каждый человек, с кем вы имеете дело - индивидуальность, но в то же время он выступает как представитель определенной социальной группы, а потому его поведение непременно несет на себе черты, характерные для этой группы. Каждый из них как индивид или как член группы, имеет мнение о многих вещах, в том числе и о вас.

Мнение - это правда, пропущенная через пристрастие, предрасположенность, склонность, предрассудок, восприятие и предубеждение. Каждый из нас имеет свое мнение. Мнение, которое разделяется другими, становится общественным мнением. Мнение, которое не разделяется определенной частью людей, может привести к возникновению конфликта.

Общественное мнение может измениться, особенно если общество испытало потрясение в результате каких-то действий, пусть и не имеющих перед собой цели вызвать эти перемены. Террористический акт, например, может изменить мнение всего общества в вопросе о наказании за это преступление от позиции против смертной казни до позиции за смертную казнь.

Но, вообще говоря, общественное мнение меняется постепенно. Подобный процесс хорошо отслеживается на примере голосования, когда люди, атакуемые различными точками зрения всевозможных ораторов, нередко меняют свои позиции.

На поведение человека в той или иной ситуации большое значение оказывает его принадлежность к определенному психологическому типу.

Психологи говорят, что существует четыре основных типа личности:

- лидер;

- творец;

- соратник;

- аналитик.

Большинство людей представляют собой сочетание, двух или более типов, но следует помнить, что в любом случае одно из качеств будет ведущим. И именно на нем необходимо сконцентрировать внимание.

Лидер - это автократ, он всегда действует результативно, но прежде чем принять решение, хочет знать, какие у него есть возможности выбора и варианты. Любую деятельность он оценивает по ее результатам. Его больше интересует «что», нежели «кто», «почему» и «как». Он стремится к тому, что бы контролировать ситуацию, и старается обеспечить себе поддержку, Характерным для лидера является то, что он постоянно указывает вам, что вы должны делать. Он очень настойчив, упорен в работе, хорошо контролирует себя, не охотно демонстрирует свои эмоции и чувства. Это очень конкретный человек, решительный, энергичный, целеустремленный и результативный. Он всегда уверен в себе, что помогает ему решать встающие перед ним задачи.

Экспрессивный творец тоже ориентирован на то, чтобы действовать. Его больше интересует вопрос «кто» сделал, чем «почему» и «как» он это сделал. Он любит идеи, которые сберегают усилия. Он хочет, чтобы другие ценили его и нуждается в том, чтобы получать поддержку своих идей. Этот тип людей может проявлять достаточную настойчивость в достижении цели, но он в то же время отзывчив, нисколько не скрывает своих чувств, не стремится контролировать свои отрицательные или положительные эмоции. Он больше ценит отношения, нежели задачи, больше доверяет своей интуиции, нежели объективным данным. Человек такого типа отличается большой общительностью и энтузиазмом.

Человек, принадлежащий к типу соратника, всегда соглашается с людьми. Он всегда советуется с другими и интересуется тем, «почему» все происходит именно так. Его меньше занимают вопросы «кто», «что» и «как». Он заинтересован в том, чтобы сохранять и поддерживать отношения на стабильном уровне. Он всегда готов помочь и поддержать других. Добрые отношения для него - на первом месте. «Соратник», как правило, не распоряжается, а спрашивает. Он не скрывает своих чувств и выражает их весьма открыто. Он конформист, старающийся снискать расположение других, всегда стремится продемонстрировать свое уважение к людям, готовность им помочь. Он не чувствует уверенности в себе и справляется с возникающими проблемами за счет того, что делится своими эмоциями с другими.

Аналитику необходима такая атмосфера, в которой царят детали и подробности. Для принятия решений ему нужны только факты и статистика Больше всего его интересует «как» именно все происходит, нежели «кто», «что» или «почему» это делает. Педантизм и тщательность в работе являются его самыми ценными качествами. Он хочет, чтобы все работали аккуратно тщательно, а, кроме того, выдавали бы ему множество своих соображений которые он мог бы использовать в момент принятия решения. Он ставит задачи и осуществляет контроль. Он точен, упорен в достижении цели, любит порядок, серьезен и бдителен. Кроме того, он, как правило, настроен критически, может быть мелочным и придирчивым. Он хорошо контролирует свои эмоции.

Метод Берна

Для объяснения различного поведения одного и того же человека психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Берн проводит различие между структурной и функциональной моделями. Структурная модель отображает внутреннее устройство психики, функциональная - способы действия, т.е. реакцию. Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из элементов: мыслить, чувствовать, действовать.

В каждом человеке можно выделить три составляющие: Родитель, Взрослый Внутренний ребенок.

Эти эго-состояния можно изобразить графически (Рис. 1)

Состояние родители - Я

Состояние взрослые - Я

Состояние ребенок - Я

Критическое родители - Я Кормящее - заботливое

родители - я

ВЗРОСЛЫЕ - Я

Приспосабливающееся ребенок - Я Бунтарское ребенок - Я

Свободное ребенок - Я

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Рис. 1. Структурная и функциональная модели эго-состояний

Состояние родители - я

В состоянии «родители - я» мы думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавшиеся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так воспринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хранится в нашей памяти.

Критическое состояние «родители - я» хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. Заботливое состояние «родители - я» характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной заумностью.

Состояние взрослые - я

Следующая составляющая называется Взрослый. В данном состоянии мы ем и объективно оценивать действительность, высказывать суждения и рассчитывать возможности и вероятности на основе реальных фактов. Основное отличие Взрослого — это работа по принципу «здесь и теперь». В состоянии «взрослые - я» в память заложены наш опыт и познания, т.е. то, что мы пережили.

Состояние «взрослые - я» полезно в следующих ситуациях: при решении, проблем, в процессе дискуссий и конструктивной критики, когда одновременно показываются негативные и позитивные стороны, а также при преодолении трудностей в деловых отношениях.

Состояние ребенок - я

Вам знакомы ситуации, когда вы связываете поведение собеседника с тем

что «в нем сидит ребенок». Люди, пребывающие в состоянии «ребенок – я», действуют, думают и чувствуют так, как это делали в детстве. Ребенок представляет собой источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений радости. Когда мы находимся в состоянии « ребенок - я», то смеемся, издаем радостные возгласы, танцуем, поем, испытываем боль, печаль, страх, разочарование, ревность, ненависть, подозрение, зависть, тоску, счастье, воодушевление и любовь со всеми их оттенками.

В функциональной модели мы различаем: приспосабливающееся состояние ребенок - я, бунтарское ребенок - я, свободное ребенок - я.

В приспосабливающемся состоянии ребенок - я мы находимся тогда, когда повинуемся, чувствуем себя виноватыми, замыкаемся в себе, дуемся на кого-либо, опасаемся чего-нибудь. По существу это эго-состояние ориентировано на то, что, как нам кажется, ожидают от нас другие.

На бунтарское состояние ребенок - я также оказывают влияние требования или желания одних людей, которые не соответствуют желаниям других. В принципе в приспосабливающемся и бунтарском состояниях ребенок – я речь идет об одном и том же эго-состоянии, но с разными знаками.

В свободном состоянии ребенок - я мы видим естественного ребенка, без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает смеется и плачет, бывает непосредственным, не заботится о праве и морали не зависит от того, что хотят от него другие, и т.д.

Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела. Не бывает ни| плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимуществ и недостатки. Для успешного общения надо стремиться свободно владеть всеми состояниями. Это можно сделать только путем тренировки.

Межличностные отношения - трансакты

Общение людей является предметом трансактного анализа. Берн дает определение, что трансакт состоит из раздражения, называемого стимулом (C), и реакции (Р) между двумя определенными эго-состояниями.

Таким образом, трансакт - это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей. Он может сопровождаться словами, взглядами пожатием рук и т.д. Если человек правильно понимает трансакты межличностного общения, то он очень быстро осознает, почему коммуникации между двумя людьми бывают конструктивными и почему в иных случаях возникают помехи.

Параллельные трансакты

Параллельные трансакты называют также простыми, тождественными или дополнительными. Признаком параллельного трансакта является то, что реакция человека напрямую зависит от того эго-состояния, которое затронул его собеседник. Такой трансакт может осуществляться между двумя любыми парами эго - состояний, в которых находятся передающий и принимающий.

Перекрестгные трансакты

Перекрестные трансакты препятствуют течению беседы и вводят разговаривающих в заблуждение. В данном случае в коммуникации участвуют четыре эго-состояния. Ответная реакция партнера (Б) на заданный собеседником (А) вопрос исходит не из того эго-состояния, на которое было направлено раздражение (стимул). В результате чего неожиданный неадекватный ответ может привести собеседника (А) в замешательство, а иногда и ярость. В этих случаях беседа временно или полностью прерывается

Скрытые трансакты

Социальный - С1, С2

Психологический - Р1, Р2

Зачастую бывают ситуации, когда идет нормальная, разумная беседа, но одновременно присутствует чувство, что что-то не договаривается. Если говорится нечто совершенно иное, нежели то, что содержится в словах, то как правило это выражается в положении тела, во взглядах и тому подобных вещах. Скрытые трансакты осуществляются одновременно на двух уровнях. То, что произносится ясно, Берн называет социальным уровнем, а подразумеваемое - психологическими уровнем.

Старайтесь избегать скрытых трансактов, которые сопровождаются критикой недовольством. Критические замечания высказывайте прямо и отменно в подобающей форме.