Метод последовательных сравнений
Этот метод состоит в систематической проверке оценок на базе их последовательного сравнения.
Процедура последовательных сравнений состоит в следующем. Эксперту представляется перечень факторов, которые необходимо оценить по их относительной важности и ранжировать. Наиболее важному фактору придается оценка 1 = 1, а остальным факторам — оценки i между 0 и 1 в порядке их относительной важности.
Затем эксперт устанавливает, является ли фактор с оценкой 1 более важным, чем комбинация остальных факторов. Если это так, то он увеличивает оценку и,, чтобы она была больше, чем сумма всех остальных, т.е.
Если нет, то он корректирует оценку -и, (если необходимо) так, чтобы она была меньше суммы всех остальных, т.е.
Далее определяется, важнее ли второй наиболее важный фактор, чем все остальные факторы, получившие более низкие оценки; повторяется та же процедура, что и для u1. Процедура последовательных сравнений продолжается вплоть до (п — 1)-го фактора.
Рассмотрим условный пример [7.1]. Представим, что возможны четыре результата, которые необходимо взвесить по их значимости. Процедура взвешивания будет состоять в следующем.
Упорядочим четыре результата по их значимости. Пусть О1 — наиболее важный результат, O2 — следующий по важности, далее идут O3 и O4.
Присвоим вес 1,00 наиболее важному результату и некоторые другие веса — остальным результатам. Так, эксперт может приписать результатам O1, O2, O3 и O4 веса 1,00; 0,80; 0,50 и 0,30 соответственно.
Обозначим эти величины символами v1, v2, v3, v4; их следует рассматривать как первые оценки "истинных" значений O1, O2, O3 и O4.
Проведем сравнение O1 c O2, O3 и O4, т. е. выясним, что выберет эксперт, если ему предоставить возможность "получить" результат O1 или сумму результатов О2, O3 и O4.
Предположим, он утверждает, что О1 предпочтительнее этой суммы. Тогда значение оценки v1 следует изменить так, чтобы выполнялось неравенство v1 > v2 + v3 + v4. Например, можно принять, что v1 = 2,00; v2 = 0,80; v3 = 0,50; v4 = 0,30. Отметим, что первоначальные значения оценок для O2, O3 и О4 остались без изменений. Сравним далее O2 с O3 и O4, Предположим, что суммарный результат O3 и O4 более предпочтителен. Тогда требуется дальнейшее изменение первоначальных оценок. Например, можно принять v1 = 2,00; v2 = 0,70; v3 = 0,50; v4 = 0,30. Если эти оценки не противоречат мнениям экспертов, можно их нормировать, разделив каждую из них на сумму всех оценок, которая в данном случае равна 3,50.
Обозначив нормированные оценки символами j, имеем:
Итого 1,00.
Используя предыдущий пример, сформулируем общую процедуру метода оценки весов на основе последовательных сравнений.
Шаг 1. Упорядочить результаты в соответствии с их важностью с точки зрения эксперта.
Пусть О1 представляет наиболее важный результат, O2 — следующий по степени важности и т. д., а Oт — наименее важный.
Шаг 2. Приписать вес 1,00 результату О1 (т. е. 1 = 1,00) и другие веса -всем остальным результатам.
Шаг 3. Сравнить О, с O2 + O3 + , ..., + Oт.
а) если О1 предпочтительнее O2 + O3 +,...,+ Oт, изменить (в случае необходимости) значение u1, так, чтобы выполнялось неравенство u1 > u2 + + u3,..., + um. При этой корректировке, так же как и при всех остальных, следует стремиться к тому, чтобы веса набора (u2, u3 и т.д.) остались без изменений. Далее следует перейти к шагу 4;
б) если O1 и О2 + О3 +,...,+ От равноценны, то изменить (в случае необходимости) значение u1 так, чтобы выполнялось равенство u1 = u2 + u3 + + ,..., + um и затем перейти к шагу 4;
в) если результат О1 менее предпочтителен, чем O2 + О3 + ,...,+ Оm, то изменить (в случае необходимости) значение и, так, чтобы выполнялось неравенство u1 < u2 + u3 + , ..., + um. Далее сравнить О1 с О2 + О3 + , ..., + От_, и повторять описанную процедуру до тех пор, пока О1 будет или предпочти тельнее, или равноценен всем остальным результатам.
Шаг 4. Сравнить О2 с O3 + O4 +,..., + От и выполнить весь шаг 3.
Шаг 5. Продолжить шаг 4 до тех пор, пока не будет выполнено сравнение От-2 с Оm-1.
Шаг 6. Преобразовать каждое полученное значение uj в нормированное 'j, разделив соответствующие веса на . В итоге сумма должна быть равна 1,00.
Описанный метод становится громоздким, когда число результатов равно или более семи. В этом случае может быть использована следующая процедура:
упорядочить все множество, учитывая предпочтения эксперта (экспертов) и не ставя им в соответствие числовые значения;
выбрать случайным образом любой результат из множества, допустим, Оq;
разбить случайным образом оставшиеся результаты на подмножества так, чтобы каждое из них содержало не более шести результатов;
включить в каждое из подмножеств результат, выбранный в шаге 1;
применить процедуру, описанную выше, к каждому подмножеству результатов в отдельности, приписав предварительно некоторое число vs результату Oq (например, 1, 10 или 100). При этом, корректируя значения оценок остальных результатов vj значение vs оставляем без изменений;
сравнить оценки и с предпочтениями, полученными в шаге 1. Если в итоге получены непротиворечивые результаты, следует пронормировать оценки. Об обнаруженных противоречиях надо сообщить эксперту, который (в случае необходимости) меняет значения оценок.
Основой описанного подхода является введение в каждое подмножество результатов некоторой стандартной меры, или базиса сравнения. Надежность полученных оценок можно проверить, образуя новые подмножества и используя другие базисные оценки.
Таким образом, применение метода последовательных сравнений основано на предположении о том, что если задан некоторый интервал действительного переменного, скажем от 0 до 1, то эксперт, основываясь на имеющейся у него информации, может установить предварительные оценки для каждого события, а затем уточнить их на основе сравнения с помощью определенной логической процедуры.
Поскольку множества, содержащие семь и более элементов (результатов), трудно упорядочить с помощью метода последовательных сравнений (процедура становится громоздкой), целесообразно разбивать такие множества на несколько подмножеств, каждое из которых включает не более шести результатов.
Например, если имеется 17 результатов, их можно разбить на три подмножества примерно одинаковой величины, а затем производить сравнение (см. [7.1]).
Случайным образом выбирают один результат, например 04. Затем разбивают, опять-таки случайным образом, оставшиеся 16 результатов на три подмножества, из которых два содержат пять результатов и одно -шесть. Образуют три подмножества, каждое из которых должно содержать выбранный результат. Например, это можно выполнить так:
Далее применяют описанную выше процедуру последовательных сравнений к каждому подмножеству результатов в отдельности.
Наконец, сравнивают полученные ненормированные оценки с оценками, полученными при первоначальном упорядочении, и выясняют, какое из предпочтений является более обоснованным. В случае необходимости вносят коррективы в первоначальные оценки.
Надежность полученных таким образом оценок можно проверить, образуя новые подмножества и используя другую базисную оценку.
Квалификация (сведение качественных характеристик к количественным) предпочтений в сложных и комплексных проблемах с помощью метода последовательных сравнений при наличии большого числа факторов становится затруднительной. В таких случаях следует попытаться разделить проблему на ряд более простых подпроблем и задач, для которых сравнительно просто выявить предпочтения (см. [7.1]), либо, если это оказывается невозможным, использовать метод парных сравнений.
- А. С. Малин, в. И. Мухин исследование систем управления
- Введение
- Часть 1. Анализ и синтез систем управления
- Концептуальные основы исследования систем управления
- Понятия, определяющие структуру системы
- Понятие системы
- Элемент системы
- Связь, взаимодействие и структура системы
- Понятие внешней среды
- Понятия, определяющие функционирование системы
- Состояние системы
- Входы и выходы системы
- Функционирование (движение) системы
- 1.3 Характеристика процессов системы
- Понятие процессов системы
- Формы входных и выходных процессов
- Функции обратной связи
- Функция ограничения системы
- 1.4 Классификация систем
- Признаки классификации и классы систем
- Классификация систем
- Характеристика различных классов систем
- 1.5 Система управления
- Понятие системы управления
- Цель системы управления
- Закон управления системой
- Эффективность управления системой
- Вопросы для повторения
- Литература
- 2.Методологические основы исследования систем управления
- Системный подход как общеметодологический принцип исследования систем управления
- Понятие и основные черты системного подхода
- Сущность системного подхода
- 2.2 Анализ систем управления
- Понятие, цели и задачи анализа
- Решение задач анализа систем управления
- 2.3 Синтез систем управления
- Понятие, цели и задачи синтеза
- Решение задач синтеза систем управления
- 2.4 Принципы анализа и синтеза систем управления
- Принцип физичности и его постулаты
- Принцип моделируемости и его постулаты
- Принцип целенаправленности и его постулаты
- 2.5 Виды анализа и синтеза систем управления
- Структурный анализ и синтез систем управления
- Функциональный анализ и синтез систем управления
- Параметрический анализ и синтез систем управления
- 2.6 Уровни исследования и структура показателей систем управления
- Уровни исследования систем управления
- Структура показателей систем управления
- Оценка информативности показателей анализируемой системы управления
- Вопросы для повторения
- Литература
- 3.Особенности анализа и синтеза различных систем управления
- 3.1 Особенности анализа и синтеза технических систем управления
- Особенности технических систем управления
- Специфика анализа и синтеза технических систем управления
- Основы синтеза новой технической системы управления
- 3.2 Особенности анализа и синтеза эргатических систем управления
- Особенности эргатических (человеко-машинных) систем управления
- Специфика анализа и синтеза эргатических систем управления
- Типовые противоречия в процессе создания новых эргатических систем управления
- Типовые противоречия, разрешаемые в процессе создания новых эсу
- Содержание нововведений в зависимости от глубины реорганизации эсу
- 3.3 Особенности анализа и синтеза организационных систем управлениия
- Особенности организационных систем управления
- Методология анализа и синтеза организационных систем управления
- Специфика анализа и синтеза организационных систем управления
- Основные черты организационного управления
- Основные требования к организационному управлению
- Вопросы для повторения
- Литература
- 4. Системный анализ и синтез проблемы
- 4.1 Обшая характеристика проблемы как системы
- Понятие проблемы и проблемной ситуации
- Классификация проблем
- Представление проблемы как системы
- Этапы решения проблемы
- 4.2 Исходная постановка (формулирование) проблемы
- Цель постановки проблемы
- Этапы постановки проблемы
- 4.3 Формирование целей и условия решения проблемы
- Условия формирования целей
- Выявление и систематизация подцелей
- Последовательная декомпозиция целей
- Установление условий решения проблемы
- 4.4 Структуризация проблемы и систематизация путей достижения целей
- Основные понятия и этапы структуризации проблемы
- Уточнение структуры системы
- Критический анализ функционирования системы управления
- Систематизация путей достижения целей, оценка их значимости
- 4.5 Выявление и выбор альтернатив решения проблемы
- Этапы выделения альтернатив решения проблемы
- Выбор альтернатив
- 4.6. Принятие решения и выбор оптимальных решений
- Выявление и выбор вариантов решения проблемы (подпроблемы)
- Выбор оптимальных решений
- Вопросы для повторения
- Литература
- 5.1 Исследования и их роль в совершенствовании систем управления
- Понятие, категории и формы организации исследований
- Методы, средства и уровни научного исследования
- 5.2 Методы эмпирического исследования
- Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Эксперимент
- 5.3 Методы эмпирического и теоретического исследования
- Абстрагирование
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Моделирование и использование приборов
- Исторический и логический методы научного познания
- 5.4 Методы теоретического исследования
- Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация
- Формализация
- Аксиоматический метод
- 5.5 Основные формы научного исследования
- Проблема
- Идея, принцип, закон
- Гипотеза, предположение, математическая гипотеза
- Классификация моделей
- 5.6 Фактологическое обеспечение исследования
- Философские аспекты фактологического обеспечения исследования
- Понятие факта
- Сбор и анализ фактов
- Особенности использования фактов в исследовании систем управления
- Вопросы для повторения
- Литература
- Специфические методы исследования систем управления
- 6.1 Методы появления системной идеи
- Сущность идеи
- Первый цикл проявления идеи
- Второй цикл проявления идеи
- 6.2 Эвристические методы исследования систем управления
- Методы активизации технологии творчества
- Ассоциативные методы
- Метод "мозгового штурма"
- Метод синектики
- 6.3 Формализованные методы исследования систем управления
- Параметрический метод
- Морфологический метод и его модификации
- Комбинаторный метод
- Методы логического поиска
- Метод "букета проблем"
- Методы поиска новых технических решений
- 6.4 Статистические методы анализа систем управления Сущность и область применения
- Регрессионный анализ
- Корреляционный анализ
- Дисперсионный анализ
- Ковариационный анализ
- Метод временных рядов
- Метод главных компонентов
- Факторный анализ
- 6.5 Детерминированные методы анализа систем управления
- Сущность и область применения
- Инфлюентный анализ
- 6.6 Cинтез систем управления методами оптимизации
- Синтез систем управления методами безусловной оптимизации
- Синтез систем управления с помощью многокритериальной оптимизации
- 6.7 Синтез систем управления методами математического программирования
- Сущность и содержание математического программирования
- Общая характеристика методов математического программирования
- Методы решения задач линейного программирования
- Методы решения задач нелинейного программирования
- Методы решения задач дискретного (целочисленного) программирования
- Методы динамического программирования
- Методы стохастического программирования
- 6.8 Анализ и синтез систем управления с помощью математических теорий
- Теория принятия решений
- Теория массового обслуживания
- Теория эффективности
- Теория игр
- Вопросы для повторения
- Литература
- 7. Экспертные оценки решения проблем
- 7.1 Сущность и содержание метода экспертных оценок
- Сущность метода экспертных оценок
- Подготовка экспертизы
- Проведение опроса экспертов
- Виды и типы вопросов
- 7.2 Методы обработки информации, получаемой от экспертов
- Сущность экспертного ранжирования
- Метод непосредственной оценки
- Перевод оценок в ранги
- Оценка факторов
- Метод последовательных сравнений
- Метод парных сравнений
- Матрица предпочтений для ранжирования с помощью парного сравнения
- Матрица р: доля случаев, когда фактор I предпочтительнее фактора j
- 7.3 Метод Дельфи
- Классический метод экспертных оценок Дельфи
- Метод структуризации принятия решений
- Показатели оценки элементов "дерева решений" на уровне подпроблем
- Экспертные оценки целенаправленности тем научных исследований
- 7.4 Метод анализа иерархий
- Сущность и содержание анализа иерархий
- Средние согласованности матриц
- Пример применения метода анализа иерархий
- Покупка дома: матрица попарных сравнений для уровня 2, решение и согласованность
- Покупка дома: матрицы попарных сравнений для уровня 3, решение и согласованность
- Покупка дома: матрица глобальных приоритетов
- Вопросы для повторения
- Литература
- Часть 2 186
- Исследование систем управления
- 144003, Г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.