Введение
В данном курсе рассматриваются методы моделирования и анализа бизнес-процессов, применяемые на этапе системного анализа и проектирования при построении КИС (Корпоративных информационных систем). Этапы процесса разработки информационных систем - "системный анализ и проектирование", "разработка", "кодирование", "тестирование", "внедрение" были выделены еще в 70-е годы XX века.
При проектировании КИС получила распространение итерационная модель(рис. 1.2), в соответствии с которым каждый последующий этап проектирования не только вытекает из предыдущего этапа, но и может корректироваться по результатам последующих этапов.
Рис. 1.1. Итерационная модель разработки информационных систем
Следует отметить, что этап системного анализа и проектирования является обязательным этапом работ, который должен предварять все последующие и определяет "фундамент для обеспечения функциональной адекватности и качества" разрабатываемой информационной системы. От качества системного анализа и проектирования непосредственно зависит степень удовлетворенности заказчика от внедренной информационной системы, особенно, если речь идет о корпоративных информационных системах (КИС).
В последовательности выработки требований заказчика по этапу системного анализа и проектирования выделяют три фазы:
обследование и системный анализ существующих бизнес-процессов и информационных систем, и выявление недостатков;
обобщение результатов системного анализа и создание предварительной концепции новой или модернизированной информационной системы;
разработка системного проекта комплекса программ и баз данных, определяющих методы и средства дальнейшего детального проектирования и всего жизненного цикла информационной системы и базы данных.
К этому списку необходимо добавить, что эти фазы применимы не только к организациям уже имеющим какие-то информационные системы, но и к тем, в которых информационные системы только создаются.
На этапе системного анализа и проектирования при сравнительно малых затратах можно достичь следующих результатов:
получить снимок бизнес- и информационных процессов, сложившихся в организации;
выявить узкие места в бизнес-процессах и наметить пути их ликвидации;
создать информационную и функциональную модель новой системы;
сформировать список требований к новой или модернизированной информационной системе;
выбрать методы и средства проектирования и реализации информационной системы;
сформировать архитектуру системы;
сформировать состав программных компонент, которые необходимо приобрести в рамках создания информационной системы;
составить предварительный укрупненный план проектирования и реализации базовой версии информационной системы;
оценить трудозатраты разработки новой информационной системы;
составить технико-экономическое обоснование.
Для получения снимка бизнес- и информационных процессов, сложившихся в организации осуществляется моделирование бизнес-процессов, которое определяется организационной структурой фирмы (предприятия, организации).
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели