logo
ГЭ_СД_МИР

Оглавление

Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

4

Маркетинг библиотечно-информационной деятельности

31

Экономика библиотечно-информационной деятельности

47

Управление библиотечным делом

61

Инновационно-методическая работа

73

Документационное обеспечение управления

81

МЕНЕДЖМЕНТ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности:

общая характеристика

Зачатки управления появилось еще при первобытном строе. Человечество пережило пять управленческих революций, прежде чем появился менеджмент (религиозно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная, индустриальная и менеджериальная управленческие революции) В ходе последней менеджмент сформировался как наука и систематическая практическая деятельность, а менеджеры стали влиятельной силой общества. В XX в. управленческая мысль активизируется, изменения происходят буквально каждое десятилетие, о чем пишет академик Л. И. Евенко во вступительной статье к капитальной работе американских авторов М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента».

Основные периоды и их содержание:

1910 – 1920-е гг. – становление менеджмента как науки. Идея Фредерика Уинслоу Тейлора о том, что управлять можно «научно». Анри Файоль заложил основы школы административного управления, сформулировал универсальные принципы управления, описал его процесс и выделил управленческие функции, за что удостоился чести называться «отцом американского менеджмента». В России в области менеджмента работали в это время А. А. Богданов, П. М. Керженцев, А. К. Гастев и др.

1930-е гг. – в зарубежном (американском) менеджменте пробуждается интерес к человеческой личности, формируется «школа человеческих отношений» в управлении, дополненная в 1940 – 60 гг. поведенческими науками. В нашей стране ничего подобного не наблюдалось, кроме отпора «буржуазным проискам».

1950 – 1960 гг. – наука управления, или количественная школа управления на основе применения математики и кибернетики. Суть ее в замене словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. На основе моделирования и применения компьютеров стали возможными автоматизированные системы управления (АСУ).

1970 – 1980-е гг. – развитие теории организации, понимание организации как открытой системы и поиски взаимосвязей между типами среды и формами управления.

1980-е гг. ознаменовались открытием значения организационной культуры (Япония) как мощного инструмента управления. Многие теоретики менеджмента склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией и иерархией.

1990 – 2000-е гг. характеризуются тремя основными тенденциями: признанием значимости материальных и технологических основ производства; демократизацией управления, участием рядовых работников в управлении и прибылях; усилением международного характера управления, обусловленного процессом глобализации. В то же время сохраняются национальные особенности, выраженные в национальных моделях управления (американской, японской, скандинавской, китайской и др.). Начала активно формироваться российская модель управления.

В мировом менеджменте содержатся различные школы и подходы к управлению. Школы:

1) Научного управления (рационалистическая школа), 1885 – 1920 гг. Основатель Ф. У. Тейлор, представители Френк и Лилиан Гилбреты, Гаррингтон Эмерсон, Генри Гантт и др. Идея Тейлора: достижения инженерных наук перенести на сферу управления с целью повышения производительности труда. Внимание акцентировано на инструментах труда, условиях и результатах. Основной вклад: использование научного анализа для определения лучшего способа выполнения задачи; отбор работников, подходящих для выполнения и их обучение; обеспечение работников ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; отделение планирования и обдумывания от самой работы.

2) Административная школа управления, 1920 – 1950 гг. Основатель А. Файоль, представители Генри Форд, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни, Альфред П. Слоун и др. Управление осмысливалось на уровне всей организации, а не отдельных операций. Основной вклад: развитие принципов управления (разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение, иерархия (скалярная цепь), централизация, справедливость, порядок, инициатива, стабильность состава персонала, единение); описание функций управления (по А. Файолю, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»); систематизированный подход к управлению всей организацией.

3) Школа человеческих отношений, 1930 – 1950 гг., и школа поведенческих наук, 1950 гг. по настоящее время. Основатели Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мейо. Впервые рабочего человека рассматривали как личность. Изучалась групповая динамика, мотивационная сфера. Особенного развития школа достигла в 1980-е гг. и по сегодняшний день. Идеи М. Фоллетт и Э. Мейо дополнили Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, разрабатывавшие теории мотивации, лидерства, стиля руководства и др. основной вклад: применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник был полностью использован в соответствии с его потенциалом.

4) Школа науки управления (количественная школа), 1950 гг. по настоящее время. Представители: Р. Акофф, Людвиг фон Берталанфи, С. Вир, Р. Калман, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер. Разрабатывались модели принятия и реализации управленческих решений на разных организациях. Основной вклад: углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ведущие подходы:

1. Процессный подход, т.е. рассмотрение управленческой деятельности как процесса и выделении отдельных этапов (действий), которые могут рассматриваться как функции. Отечественная концепция управления: Учет → Анализ → Прогнозирование → Планирование → Регулирование → Организация → Контроль → Стимулирование. Американская концепция менеджмента: Планирование → Регулирование → Организация → Мотивация → Контроль.

2. Системный подход (1960 гг. по настоящее время). Рассмотрение организации как сложной социотехнической системы, требующей внимания к отдельным элементам в их взаимосвязи.

3. Ситуационный подход (1990-е гг. по настоящее время). Суть: в управлении нет готовых решений, эффективных для всех организаций и во все времена. Руководитель должен сам выбрать нужное оптимальное решение. Этот подход требует от руководителя специальных знаний в области управления, обосновывает необходимость менеджерского образования, подчеркивает уникальность каждой организации.

С теорией менеджмента тесно связана идеология менеджмента – совокупность идей, которые объясняют смысл и содержание управления. Главная идея – сотрудничество, рассматриваемое на институциональном уровне (взаимодействие организации с обществом, теория социальной ответственности и концепция устойчивого развития) и бихевиористском (поведенческом) уровне (сотрудничество между руководителями и подчиненными). Во втором направлении выделяют 4 варианта идеологии: а) патерналистская (отеческая); б) партисипаторная идеология (участия; в) конституционная идеология (договорная); г) диктаторская идеология.

Для овладения менеджментом необходимо освоение его терминосистемы. Основные понятия менеджмента БИД: система, организация, управление, менеджмент, ресурсы, разделение труда.

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некое новое качество или явление. Библиотека – четырехэлементная двухконтурная система.

Организация – 1) совокупность двух и более людей, объединенных общей целью, программой достижения, культурой и правилами; 2) свойство системы, означающее упорядоченность элементов и взаимодействия между ними. Библиотека – это некоммерческая организация в форме учреждения.

Ресурсы – все, чем располагает организация, основа для производства товаров и услуг. Виды ресурсов: материальные (здания, оборудование), финансовые, технологические, информационные, кадровые.

Управление – 1) воздействие на элементы системы, с целью изучения их состояния или движения; 2) система воздействия субъекта, который управляет объектом, с целью изменить его характеристики. Более широкое понятие, применяющееся во всех областях человеческой деятельности.

Менеджмент понимается многозначно: как вид деятельности или функция, категория людей, процесс, наука и искусство, организация или аппарат управления. В американской трактовке менеджмент – управление людьми, технологиями и ресурсами в едином производственном процессе, нацеленном на конечный результат. Менеджмент не содержит готовых рецептов, он дает необходимые знания, которые позволяют субъекту выбрать наиболее эффективные решения в конкретной ситуации.

Разделение труда горизонтальное (все операции делятся между сотрудниками разной специализации); вертикальное (распределяются властные полномочия, т.е. разделение персонала на руководителей и подчиненных).

Формирование менеджмента в отечественном библиотековедении, называемого по-разному: библиотечный менеджмент (БМ), менеджмент библиотечно-информационной деятельности (МБИД), менеджмент библиотеки началось в середине 1980-х гг. и прошло в три этапа:

1) Зарождение МБИД, середина 1980-х – 1993 гг. Переход от привычных образцов управления к некоторым новым. Если сравнивать старую и новую парадигмы управления библиотечным делом в России, то в дореформенный период было централизованное управление, моноцентрическая система, ограниченная самостоятельность, жесткая система распределения и связей и прямое государственное управление; в переходный период – децентрализация в сочетании с государственным и общественным управлением, переход к полицентрической системе, самоуправление, развитие горизонтальных связей, свобода выбора и сочетание административных методов с некоммерческим маркетингом. Кризис стереотипных представление о факторах эффективной управленческой деятельности. Выявление причин кризиса и резкая критика традиционного управления. Выдвижение альтернативных вариантов управления. Попытка создания новых эталонов управления.

2) Создание научных основ современного управления библиотекой, т.е. становление МБИД (1994 – 2000-е гг.). Прорабатывается новый управленческий подход на фундаменте мирового менеджмента. Менеджмент формируется и как наука, и как учебная дисциплина, и как практическая деятельность. Результатом проработки явилось ядро концепции: эффективное использование человеческого потенциала нацеливает на сотрудничество; неотделимость менеджмента от организационной культуры, открытости и доверия к людям; эволюционный характер развития систем и методов управления; предвидение изменений, гибкость и экстренность управленческих решений на основе предприимчивости, инициативы и творчества; приоритет стратегического направления; развитие коммуникаций между людьми в организации и определение личного вклада в общие результаты.

3) Зрелый этап существования (от 2000 г. по настоящее время), он называется диверсификация, т.е. совмещение различных подходов к управленческой деятельности и на основе этого внутреннее деление управления. Теорию диверсификации предложил В. В. Кармовский. Диверсификация может рассматриваться как двухмерная и многомерная.

Дуалистический характер БМ:

Стратегический

м

Тактический

Стабильное

е

Нестабильное управление

Формальное

н

Неформальное

Централизованное

е

Децентрализованное

Методология

д

Организация

Интра-менеджмент

ж

Инфра-менеджмент

м

Традиционное

е

Инновационное

н

Профессиональное

т

Непрофессиональное

МБИД как интернациональная область знаний и опыта, требующая вдумчивого освоения общих для всех стран принципов и закономерностей эффективного управления библиотечной деятельностью при одновременном сохранении своеобразия не только национального стиля и организации, но и каждой библиотеки.

Суть МБИД заключается в определении стратегии и тактики управления конкретной библиотеки, как отдельной, автономной хозяйствующей и юридической единицей, активно воздействующей на окружающую среду (по В. К. Клюеву и И. М. Сусловой). Сейчас библиотека имеет некую самостоятельность, но она ограниченная и неполная.

Объект МБИД как науки – библиотека как сложная социально- экономическая система, в которой происходят разные явления и процессы. Предмет – закономерности управленческой деятельности библиотек. Особенностью науки МБИД является ее прикладной характер, т.е. использование научных разработок, концепций, теорий для совершенствования библиотечной практики.

Появление менеджмента вызвало неоднозначные реакции и оценки библиотечных ученых и специалистов. Одни (И. М. Суслова, В. К. Клюев, Е. М. Ястребова, И. К. Джерелиевская и др.) стали его инициаторами и разработчиками. Другие (Н. С. Карташов, Г. П. Фонотов, А. М. Стахевич) отнеслись критично и настороженно. Однако имелись объективные факторы, обусловливающие необходимость менеджмента в библиотечно-информационной сфере: глубокие кризисные явления в управлении, характеризующиеся несоответствием структуры и методов изменившимся условиям; принципиально иной характер социально-экономической среды жизнедеятельности библиотеки; потребность разработки конструктивных подходов к управлению; наличие их в мировом менеджменте.

Задачи менеджмента: сохранение библиотеки как социокультурного института; становление современной библиотеки, способной существовать в XXI веке.

Библиографический список:

1. Джерелиевская, И. К. Менеджмент : (история, теория, содержание) / И. К. Джерелиевская // Научные и технические библиотеки. – 1992. – № 12. – С. 45 – 58.

2. Кармовский, В. В. Диверсификация библиотечного менеджмента : типология и выбор альтернатив / В. В. Кармовский // Библиотековедение. – 2001. – № 3. – С. 13 – 21.

3. Карташов, Н. С. Правомерна ли замена понятий? / Н. С. Карташов // Библиотека. –1995. – № 12. – С. 12 – 15.

4. Карташов, Н. С. Управление. Менеджмент. Маркетинг : (о спорных вопросах науки управления библиотечным делом) / Н. С. Карташов // Библиотековедение : исследования, история и современность : сборник научных трудов / МГУК. – Москва, 1995. – С. 131 – 151.

5. Клюев, В. К. Современная концепция нового вузовского курса «Библиотечный менеджмент» / В. К. Клюев, И. М. Суслова // Научные и технические библиотеки. –1994. – № 6. – С. 22 – 42.

6. Столяров, Ю. Н. Вернемся к родным истокам, или «Детская болезнь» менеджмента в библиотековедении / Ю. Н. Столяров // Научные и технические библиотеки. – 1998. – № 4. – С. 28 – 34.

7. Суслова, И. М. Библиотечный менеджмент : полемика и реальность / И.М. Суслова, В. В. Кармовский // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 11. – С. 5 – 18.

8. Суслова, И. М. Библиотечный менеджмент : современная концепция управления / И. М. Суслова // Библиотека. – 1995. – № 12. – С. 16 – 20.

9. Суслова, И. М. Дилеммы библиотечного менеджмента / И. М. Суслова // Библиотековедение : исследования, история и современность : сборник научных трудов / МГУК. – Москва, 1995. – С. 152 – 167.

10. Суслова, И. М. Менеджмент в современной библиотеке : научно-методическое пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – Москва : Либерея, 2004. – 175 с. – Гл. 1 – 3.

11. Суслова, И. М. Научный статус менеджмента / И. М. Суслова // Библиотека. – 1999. – № 11. – С. 34 – 37.

12. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента : учебно-практическое пособие / И. М. Суслова. – Москва : Либерея, 2000. – 232 с. – Гл. 1, 2.

13. Суслова, И. М. Что меняется в управлении библиотеками? / И. М. Суслова // Библиотековедение. – 1994. – № 1. – С. 42 – 45.