14.Класификация услуг в сервисной деятельности.
Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной
деятельности является вопрос о структурировании сферы услуг. Критерии
классификации определяют важнейшие типологические признаки услуг и
сервисной деятельности. Критерий «степень массовости», позволяет
подразделять все услуги на два типа: массовые и немассовые. Среди
немассовых услуг на основе разных критериев можно выделить ряд
дополнительных группообразующих единиц (услуги элитарные,
эксклюзивные).Практика внутригрупповых связей сферы услуг, а также
государственные и межгосударственные отношения требуют использования
общепринятых классификационных подходов и схем, которыми можно было
бы легко оперировать в процессе хозяйственных связей.
Особенно важно договориться о разделении услуг по наиболее
значительным признакам сервисной деятельности, связанными с характером
труда, с областью применения услуг, с их назначением
Рассмотрим модель классификации услуг, принятую на
Североамериканском континенте, в которой, отражена историческая практика
развития сервисной деятельности в США и Канаде. Эта модель включает в себя
крупные области сервисной деятельности, которые можно считать ее
важнейшими направлениями:[2]
1. Транспорт (железнодорожный, авиационный, грузовой);
2. Коммуникации (телефон, телеграф, радио);
3. Общественно полезные услуги (электор-, водо-, газоснабжение);
4. Массовая деятельность (оптовая и розничная торговля);
5. Финансирование и страхование, работа с недвижимостью;
6. Непосредственно сервис (отели, услуги, ремонт автомобилей,
прокат кинофильмов, развлечения и отдых);
В мировой практике учитываются статистическими органами
следующие виды услуг:
• Деловые услуги;
• Услуги связи;
• Строительные услуги;
• Дистрибьюторские услуги;
• Общеобразовательный услуги;
• Финансовые услуги, включая страхование;
• Услуги по охране здоровья и социальные услуги;
• Туризм и путешествия; услуги в области организации
досуга;
• Транспортные услуги.
Типологически сходные услуги группируются следующим образом:
(табл.2).
Таблица 2.
Типы услуг в разных сферах применения
Типы услуг Сфера применения
Производственные услуги - Инжиниринг, лизинг,
обслуживание (ремонт) обслуживания
Распределительные услуги - Торговля, транспорт, связь
Профессиональные услуги - Банки, страховые компании,
финансовые, консультационные
фирмы
Потребительские ( массовые
услуги) - Услуги, связанные с домашним
хозяйством и времяпрепровождением
Общественные услуги - Телевидение, радио,
образование, культура
В российской практике к сфере услуг относят следующие области
сервисной деятельности, представляющие собой ее важнейшие типологические
направления:
• Торговлю (оптовую и розничную);
• Услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы,
структуры общественного питания);
• Транспорт;
• Связь и информационное обслуживание;
• Услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-
технических ресурсов;
• Кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью;
• Образование, культура и искусство;
• Наука и научное обслуживание;
• Здравоохранение
• Услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ремонт жилья,
коммунальные услуги);
• Услуги личного характера (непроизводственные, бытовые);
• Услуги государственного управления.
Сравнение российской и североамериканской модели
классификации услуг показывает, что отечественная модель более
детализирована. В ней не представлены услуги рыночно-коммерческого типа.
В отечественной науке и сервисной деятельности выделяются
укрупненные единицы услуг и сервисной деятельности по следующим
направлениям, связанным с функциональной сущностью:
1. Услуги производственного характера – оказываются
экономическими структурами в связи с их производственными нуждами
(охранные, ремонтные, банковские);
2. Торговые услуги (оптовые и розничные);
3. Услуги жизнеобеспечения – связаны с обслуживанием граждан в
рамках семейно-домашних связей, т.е. обустройство ______жилья, ведение домашнего
хозяйства;
4. Социальные услуги – нацелены на удовлетворение потребностей
людей в тех товарах, качествах и функциях, которые необходимы им как
субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые;
5. Культурные услуги – связаны с оказанием услуг познавательно-
научного, художественно-эстетического, развлекательного плана. Социокультурный сервис нацелен на удовлетворение потребностей,
связанных с социальными, культурными и духовными запросами людей.
Услуги ориентированные на домашнее хозяйство, подразделяются на
коммунальные, связанные с поддержанием чистоты в доме, с ремонтом
бытовой техники, с техническим обслуживанием. Услуги по техническому
обслуживанию домашнего жилища могут быть разбиты на услуги электриков,
слесарей-сантехников, газовиков.
Деловые и банковские услуги могут быть применимы к частным лицам;
рекреационные услуги могут приобретать массовый характер.
В российской практике услуги делятся на материальные и
нематериальные. К материальным относят услуги, требующие материальных
ресурсов (сырье, запчасти, полуфабрикаты), которые позже люди используют,
потребляют, изнашивают. Нематериальные услуги задействуют неосязаемые,
духовные компоненты человеческой активности – знания, математический
аппарат и статистику, духовные ценности.
- 1.Дифференциация занятий и социальных ролей в первобытной культуре и архаических сообществах
- 2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира
- 3. Услуги в средневековом обществе Западной Европы
- 4. Сервисная деятельность в обществе постиндустриального типа( в развитых странах)
- 5.Сервисная деятельность в развивающихся странах
- 6. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным(в дореволюционной России)
- 7.Уровень жизни населения и сфера обслуживания в советский и постсоветский периоды
- 8.Влияние индустриального производства на сервисную деятельность
- 9.Теоретический анализ услуг в рамках английской политэкономии
- 10.Подход к изучению сервисной деятельности в рамках «общества потребления»
- 12. Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии
- 13. Укажите Главное отличие труда в сфере сервиса от труда в промышленном производстве
- 14.Класификация услуг в сервисной деятельности.
- 15.Классификация услуг по взаимосвязанным качествам
- 16. Сервисный продукт.Основные этапы его разработки.
- 19.Экономическая сущность сервисной деятельности
- 25. Интенсификация международного обмена услугами
- Глава 8. Адаптационно-динамические характеристики...