logo
servisnaya_deyatelnost

14.Класификация услуг в сервисной деятельности.

Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной

деятельности является вопрос о структурировании сферы услуг. Критерии

классификации определяют важнейшие типологические признаки услуг и

сервисной деятельности. Критерий «степень массовости», позволяет

подразделять все услуги на два типа: массовые и немассовые. Среди

немассовых услуг на основе разных критериев можно выделить ряд

дополнительных группообразующих единиц (услуги элитарные,

эксклюзивные).Практика внутригрупповых связей сферы услуг, а также

государственные и межгосударственные отношения требуют использования

общепринятых классификационных подходов и схем, которыми можно было

бы легко оперировать в процессе хозяйственных связей.

Особенно важно договориться о разделении услуг по наиболее

значительным признакам сервисной деятельности, связанными с характером

труда, с областью применения услуг, с их назначением

Рассмотрим модель классификации услуг, принятую на

Североамериканском континенте, в которой, отражена историческая практика

развития сервисной деятельности в США и Канаде. Эта модель включает в себя

крупные области сервисной деятельности, которые можно считать ее

важнейшими направлениями:[2]

1. Транспорт (железнодорожный, авиационный, грузовой);

2. Коммуникации (телефон, телеграф, радио);

3. Общественно полезные услуги (электор-, водо-, газоснабжение);

4. Массовая деятельность (оптовая и розничная торговля);

5. Финансирование и страхование, работа с недвижимостью;

6. Непосредственно сервис (отели, услуги, ремонт автомобилей,

прокат кинофильмов, развлечения и отдых);

В мировой практике учитываются статистическими органами

следующие виды услуг:

• Деловые услуги;

• Услуги связи;

• Строительные услуги;

• Дистрибьюторские услуги;

• Общеобразовательный услуги;

• Финансовые услуги, включая страхование;

• Услуги по охране здоровья и социальные услуги;

• Туризм и путешествия; услуги в области организации

досуга;

• Транспортные услуги.

Типологически сходные услуги группируются следующим образом:

(табл.2).

Таблица 2.

Типы услуг в разных сферах применения

Типы услуг Сфера применения

Производственные услуги - Инжиниринг, лизинг,

обслуживание (ремонт) обслуживания

Распределительные услуги - Торговля, транспорт, связь

Профессиональные услуги - Банки, страховые компании,

финансовые, консультационные

фирмы

Потребительские ( массовые

услуги) - Услуги, связанные с домашним

хозяйством и времяпрепровождением

Общественные услуги - Телевидение, радио,

образование, культура

В российской практике к сфере услуг относят следующие области

сервисной деятельности, представляющие собой ее важнейшие типологические

направления:

• Торговлю (оптовую и розничную);

• Услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы,

структуры общественного питания);

• Транспорт;

• Связь и информационное обслуживание;

• Услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-

технических ресурсов;

• Кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью;

• Образование, культура и искусство;

• Наука и научное обслуживание;

• Здравоохранение

• Услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ремонт жилья,

коммунальные услуги);

• Услуги личного характера (непроизводственные, бытовые);

• Услуги государственного управления.

Сравнение российской и североамериканской модели

классификации услуг показывает, что отечественная модель более

детализирована. В ней не представлены услуги рыночно-коммерческого типа.

В отечественной науке и сервисной деятельности выделяются

укрупненные единицы услуг и сервисной деятельности по следующим

направлениям, связанным с функциональной сущностью:

1. Услуги производственного характера – оказываются

экономическими структурами в связи с их производственными нуждами

(охранные, ремонтные, банковские);

2. Торговые услуги (оптовые и розничные);

3. Услуги жизнеобеспечения – связаны с обслуживанием граждан в

рамках семейно-домашних связей, т.е. обустройство ______жилья, ведение домашнего

хозяйства;

4. Социальные услуги – нацелены на удовлетворение потребностей

людей в тех товарах, качествах и функциях, которые необходимы им как

субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые;

5. Культурные услуги – связаны с оказанием услуг познавательно-

научного, художественно-эстетического, развлекательного плана. Социокультурный сервис нацелен на удовлетворение потребностей,

связанных с социальными, культурными и духовными запросами людей.

Услуги ориентированные на домашнее хозяйство, подразделяются на

коммунальные, связанные с поддержанием чистоты в доме, с ремонтом

бытовой техники, с техническим обслуживанием. Услуги по техническому

обслуживанию домашнего жилища могут быть разбиты на услуги электриков,

слесарей-сантехников, газовиков.

Деловые и банковские услуги могут быть применимы к частным лицам;

рекреационные услуги могут приобретать массовый характер.

В российской практике услуги делятся на материальные и

нематериальные. К материальным относят услуги, требующие материальных

ресурсов (сырье, запчасти, полуфабрикаты), которые позже люди используют,

потребляют, изнашивают. Нематериальные услуги задействуют неосязаемые,

духовные компоненты человеческой активности – знания, математический

аппарат и статистику, духовные ценности.