2.3. Управление нововведениями на предприятии
Управление нововведениями на предприятии осуществляется на основании инновационной политики, которая предусматривает определение направлений развития инновационной сферы деятельности на перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей самого предприятия (объемов производства, номенклатуры выпускаемой продукции, рентабельности, финансового состояния) и обеспеченности необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми).
Инновационная политика предприятия – это совокупность принципов и правил, приемов и методов осуществления инновационной деятельности для достижения желаемого результата от внедрения и распространения новых технологий и видов продукции на рынках сбыта.
Цель разработки инновационной политики на предприятии состоит в обеспечении качественных и количественных связей между всеми этапами осуществления инноваций при взаимодействии технологических, научно-исследовательских и экономических служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе.
Предприятие формирует собственную инновационную политику, ориентируясь на государственную инновационную политику, которая определяет приоритетные направления НТП и обеспечивает их поддержку; собственные интересы и ресурсные возможности, а также потребности рынка.
Разработка основных составляющих инновационной политики идет совместно с разработкой основных элементов инвестиционной политики на предприятии.
Факторы реализации инновационной политики на предприятии:
сложность нового продукта, обусловленная технологией производства;
необходимость учета финансовых потерь в производственный период;
необходимость изыскания дополнительных источников финансирования инновационного процесса;
умение определять ожидаемые количественные потери при организации производства новой продукции;
изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового изделия, что определяет изменение сроки и затраты на подготовку производства;
динамическое изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов по мере освоения производства новых изделий;
необходимость учета времени адаптации производства к новым технологическим процессам.
Механизм разработки инновационной политики на предприятии включает ряд последовательных этапов:
Этап 1. Исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития.
Этап 2. Исследование рынка необходимых ресурсов и тенденций его изменения.
Этап 3. Планирование и организация инновационной деятельности.
Этап 4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности.
Этап 5. Прогнозирование рисков и учет потерь, связанных с ними.
Этап 6. Комплексный анализ эффективности внедрения нововведений.
Принципы разработки инновационной политики на предприятии:
1. Целеполагания, состоит в определении не только главной цели, но и совокупности целей более низкого порядка, а принимаемые решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания.
2. Системности, при котором процесс разработки инновационной политики рассматривается как сложная динамическая система, включающая взаимосвязанные друг с другом и с внешней средой элементы.
3. Неопределенности, учитывающие систематические и случайные факторы, которые воздействуют на инновационный процесс в ходе разработки инновационной политики.
4. Адаптивности, предполагающий возможность предприятия воспринять то или иное нововведение.
Успешное осуществление инновационной политики на предприятии возможно при соблюдении следующих условий:
- новая продукция должна быть дифференцирована, то есть должна удовлетворять потребителя и приносить ему дополнительные преимущества, отличающие его от другого товара;
- сильная маркетинговая ориентация – направленность нововведений на рынок и конечного потребителя;
- интенсивный первичный анализ – до начала разработки инноваций должно быть проведено тщательное технико-экономическое обоснование инновационных предложений для их обеспечения требуемым количеством материальных и трудовых ресурсов;
- наличие структурного плана освоения – переход от стратегического планирования ключевых показателей к оперативному планированию;
- межфункциональная координация – совмещение действий всех служб предприятия на достижение поставленной цели в сфере инновационного развития;
- поддержка со стороны руководства предприятия.
Определяющее значение для повышения эффективности управления нововведениями на предприятии имеет формирование соответствующей инновационной культуры. Признаваемые культурные ценности организации представляют собой ряд идей, обосновывающих цели и смысл работы организации. Культурные ценности определяют основополагающие моменты в работе персонала и обеспечивают стабильность организации.
Сущность инновационной культуры организации раскрываются в следующих характеристиках: внимание к деталям (ожидаемая от работников степень проявления точности анализа); нацеленность на результат; направленность на людей (учет влияния, оказываемого результатами выполнения управленческих решений, на сотрудников организации); командный подход (приоритет действий команды перед действиями отдельных сотрудников); агрессивность (настроенность сотрудников на конкурентную борьбу); стабильность (приоритет стремления организации к сохранению статус-кво перед стратегией роста).
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14