Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Требования современного этикета складывались на протяжении столетий. В основе своей они являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах. В то же время этикет каждой страны может иметь свои и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.
Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в той или иной ситуации со здравым смыслом, полезностью.
Практическое значение этикета состоит в том, что он даёт возможность использовать уже готовые формы вежливости для общения с людьми различных социальных положений в различных ситуациях.
Основы этикета достаточно просты. Это - культура речи, которая предполагает не только её грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, слов-паразитов; элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.; культура одежды; умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях; умение поддерживать беседу, выражать свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны вашим собеседникам и не выглядели как нравоучение; умение управлять своими эмоциями; умение выслушать говорящего; готовность оказать услугу нуждающемуся в ней.
Различают несколько видов этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский, деловой.
Рассмотрим специфику делового этикета. В бизнесе очень важны первые впечатления. Вы можете быть хорошим специалистом, но если вы оставляете о себе неприглядное впечатление, то вряд ли ваша карьера будет успешной.
Если же вы ведёте себя достойно, то отношение к вам окружающих будет адекватно. Говоря о специфике делового этикета, надо отметить два основные правила: а) в бизнесе к любому человеку – подчинённому, коллеге или начальнику – следует относиться с одинаковым уважением; б) правила делового этикета одинаковы как для мужчин, так и для женщин.
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.