5.4. Выполнение электронных документов и информационно-иллюстрационного материала
Чертежи выполняются средствами компьютерной графики, в том числе средствами, представляемыми SCADA-пакетами. Для проектных материалов на чертежах выполняется штамп (рисунок 5.2). Для иллюстраций штамп не нужен.
Количество и содержание информационно-иллюстрационных листов определяет сам студент с учетом содержания дипломного проекта и характера доклада и согласует с руководителем.
Таблицы и графики выполняются в соответствии с требованиями, изложенными в разделе об оформлении РПЗ.
6. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Процесс защиты дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией складывается из следующих трех стадий: доклада о содержании проекта, ответов на заданные вопросы и ответов на замечания официального рецензента дипломного проекта.
Для сообщения содержания дипломного проекта студенту предоставляется около 10 минут. За это время необходимо четко и сжато изложить суть проделанной работы и полученных результатов.
Составление такого доклада является ответственной работой, и оно должно быть выполнено заранее. При этом для повышения содержательности предстоящего выступления целесообразно подготовить текст доклада. Объем текста доклада не должен превышать 4-5 страниц рукописи. Изложение сути доклада в виде текста позволяет наглядно представить объем материала и более четко сформулировать основные положения предстоящего выступления.
При составлении текста предстоящего доклада необходимо учитывать особенности устного выступления. Составляемый текст не должен быть дословным изложением предстоящего доклада, он должен содержать лишь основные положения и определять последовательность их изложения. При этом следует обратить особое внимание на четкость и строгость формулировки основных положений доклада.
Как известно, устное выступление «по бумаге» теряет свою эмоциональную окраску и становится мало интересным для слушателей. Поэтому при докладе, несмотря на наличие письменного текста, следует избегать его чтения.
Следует также учесть, что обилие цифр в устном выступлении делает его неудобным для восприятия. Необходимо строго разграничить, какие цифровые данные включаются в текст выступления, а какие из них достаточно представить в иллюстративном материале. Не следует забывать, что представление дополнительных листов – это также способ доведения до слушателей содержания доклада. Поэтому при выступлении обязательно необходимо сослаться на все представленные листы, однако не следует зачитывать представленную в них информацию, а нужно её интерпретировать и излагать выводы их неё.
Ввиду ограниченности времени не следует подробно описывать технологическую схему, достаточно блочное изложение сути технологии.
Ответы на задаваемые вопросы составляют наиболее интересную и эмоционально напряженную стадию защиты. На этом этапе защиты с наибольшей ясностью проявляется общая теоретическая подготовка защищающегося, его умение увязать свои теоретические и практические знания с прикладными вопросами инженерной практики.
Перед тем, как дать ответ на поставленный вопрос, необходимо четко и ясно его понять. Защищающийся должен для себя четко сформулировать суть вопроса. Если же по каким-либо причинам вопрос не ясен или его не удается сформулировать для себя, то в таких случаях необходимо попросить повторить или уточнить вопрос. Не следует пытаться дать ответ на неясно понятый вопрос.
При ответах на вопросы следует помнить, что большинство инженерных решений может быть объяснено не вдаваясь в глубокие теоретические обоснования. Поэтому в своих ответах не следует игнорировать возможность использования как основы инженерных решений элементарной практической целесообразности, кажущейся на первый взгляд слишком простым и очевидным. В тех случаях, когда на поставленный вопрос у защищающегося нет очевидного и однозначного ответа, целесообразно высказать различные вероятные варианты ответа. При этом не следует бояться возможности ошибок, так как даже при ошибках ответ будет указывать на хорошую подготовку и способность защищающегося анализировать возникающие инженерные ситуации.
Ответы на замечания рецензента представляют собой более простой этап защиты, так как эти ответы готовятся заранее и, как правило, на защите не представляют никакой сложности. Тем не менее, на этой стадии защищающийся своими ответами должен стараться продемонстрировать хорошие знания предмета своей защиты.
Обязательно следует дать ответ на те замечания рецензента, которые носят дискуссионный характер, и на рассматриваемые проблемы могут быть другие подходы. В этих случаях защищающийся, не отрицая правомерность подхода рецензента, должен инженерно обосновать целесообразность и предпочтительность предложенного на дипломном проекте решения.
Не следует оспаривать очевидное и бесспорное замечание рецензента и следует с ним просто согласиться.
- © Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2006
- 1 Общие положения
- 1.1 Задачи и порядок дипломного проектирования
- 1.2 Содержание вкр
- 2.1 Введение
- 2.2 Технология производства
- 2.3 Автоматизация производства
- 2.3.1 Литературный обзор по системам управления производств-аналогов
- 2.4 Расчетно-исследовательская часть
- 2.5 Производственная безопасность и охрана труда
- 2.6 Экономическая часть
- 4.1 Изложение текста рпз
- 4.2 Оформление таблиц и иллюстраций
- 4.3 Оформление приложений, примечаний, сносок
- 4.4 Оформление списка литературы
- 5 Оформление графической части проекта
- 5.2 Оформление технологической схемы
- 5.2. Условные изображения аппаратов и оборудования на технологических схемах
- 5.4. Выполнение электронных документов и информационно-иллюстрационного материала
- Рекомендуемая литература
- 2. Описание объекта автоматизации
- 4. Рабочие характеристики:
- 5. Обеспечение безопасности и надежности
- 6. Связанные задачи
- 7. Условия корректировки тз