logo
ГЭ_СД_МИР

1. Инновационные процессы в библиотеках и управление ими

Основой содержательного и организационного развития библиотек выступают инновации. В конце 1980-х – начале 2000-х гг. в отечественном библиотековедении шло активное формирование нового направления – библиотечной инноватики (Н. А. Толканюк, Е. С. Мартин, Е. Ю. Качанова, Н. Т. Чуприна). Библиотечное инноватика – это внутренне структурированная целостная система новых знаний, технологий и методов, охватывающих различные этапы инновационного процесса в их единстве, взаимосвязи и взаимодополнении. Содержание библиотечной инноватики охватывает инновационную теорию, инновационную деятельность (ИД), инновационную политику (ИПл), инновационный климат (ИКл), инновационное мышлении (ИМ), инновационную культуру (Икр) и инновационный потенциал (ИПт) сотрудников.

ИД решает следующие вопросы: сущность и назначение инноваций, деятельности инновационного менеджмента; разработка ИПл, стратегическое управление и планирование процессов; использование маркетинга в стратегическом управлении и реализация ИПл; управление инновационными проектами; управление персоналом в инновационной среде; управление затратами, финансирование и ценообразование инновационной сферы; оценка эффективности инноваций; информационная и коммуникационная поддержка ИД; правовое обеспечение ИД. ИД, в отличие от традиционно бытовавшего передового опыта и его внедрения, предполагает авторство, индивидуальность, добровольность, наличие необходимых условий.

Инновация как конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде объектов (изделий, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Соотношение понятий новация (новая идея), инновация (конкретизированный замысел в виде программы или проекта), нововведение (процесс внедрения инновации), новшество (конечный инновационный продукт). Инновации и традиции. Псевдоинновации.

Субъектами инноваций в библиотеках, т.е. лицами, которые инициируют новые идеи, являются не только методисты, как считают Ю. Б. Авраева, А. Н. Ванеев, но гораздо более широкий круг: сами библиотечные работники, руководители, пользователи, иные представители внешней среды (учредители, поставщики, инвесторы, партнеры и др.).

Объекты инноваций. Классификация инноваций: по объекту изменений 1) продуктовые и сервисные (изменяются продукция и услуги); 2) технологические (меняются библиотечные процессы); 3) организационные (структурные изменения); 4) социальные (изменяются методы управления персоналом и социальная база библиотеки).

В содержание первой группы инноваций входит: заимствование из сопредельных сфер деятельности новых нетрадиционных видов обслуживания (услуг и продукции) поиск новых потенциальных рынков; разработка принципиально новых видов обслуживания в соответствии с потребностями различных категорий пользователей; использование различных видов специализации / профилирования (отраслевой, жанровой, функциональной и др.).

Вторая группа инноваций: совершенствование процессов обслуживания, направленное на повышение комфортности и доступности библиотечных услуг и продукции; модификация, внедрение новых или заимствованных из опыта библиотек процессов комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования документов и пр.); использование технических средств поиска, обработки, преобразования и предоставления информации, новых носителей информации, автоматизированных средств.

Третья группа: создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд); изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки; изменения в практике планирования; изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса, ресурсов; изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы, паблисити, паблик рилейшнз, методов фандрейзинга).

Четвертая группа: изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций; современные приемы управления персоналом библиотеки; повышение квалификации, карьерного роста сотрудников; профессиональные коммуникации и сетевое взаимодействие библиотекарей (организация конференций, семинаров, собраний и др.).

Другие основания классификации инноваций: по степени новизны а) радикальные (базисные) и б) модифицирующие (улучшающие);

- по целям изменений: а) совершенствование производства услуг и продукции; б) комфортность и высокое качество обслуживания пользователей; в) расширение возможностей библиотеки, выход на новые рынки; г) повышение эффективности управления; д) повышение эффективности условий труда; е) эффективность управления персоналом, нормализация климата и организационной культуры; ж) повышение профессиональной компетентности сотрудников;

- по источнику инициативы: а) ответ на прямой социальный заказ; б) потребности производства; в) перспективные потребности внешнего развития с учетом результатов научных и маркетинговых исследований отрасли и внешней среды в целом;

- по объему применения: а) точечные (в рамках структурного подразделения или конкретного рабочего места); б) системные;

- по отношению к своему предшественнику: а) замещающие, полностью вытесняют устаревшее средство; б) отменяющие, без замены на новые; в) возвратные; г) открывающие, не имеющие аналогов; д) дополняющие; е) ретро-инновации;

- по масштабу новизны: а) новые для отрасли в мире; б) в стране; в) в регионе; г) в библиотеке;

- по масштабам распространения и коммерциализации: а) для внутреннего применения; б) для распространения в профессиональной среде и накопления банка идей; в) для продажи библиотечно-информационным структурам, непрофильным организациям.

Планирование и организация инновационных процессов в библиотеках. Инновационный проект – проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. Инновационным проектом являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций. Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости: модернизационный (конструкция или базовая технология кардинально не изменяются); новаторский конструкция нового изделия существенным образом отличается от прежнего); опережающий (конструкция основана на опережающих технических решениях); пионерский (появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции. Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления. Проект детально характеризует путь преобразования инновационной идеи в инновацию.

Составление инновационной заявки и инновационного предложения. Этапы организационных изменений: Изучение библиотечной практики. Выявление новшеств. Методы выявления. Оценка новшества. Отбор новшеств. Испытание новшества. Распространение новшеств. Анализ эффективности инновационной деятельности библиотеки. Освоение нововведения в библиотеке.

Управление нововведениями в библиотеках. Создание инновационного климата – особых условий, в которых раскрывается творческий потенциал персонала, устраняются препятствия организационного и психологического характера на пути реализации инноваций. Зачастую требуется преодоление сопротивления персонала изменениям. Причины сопротивлений: плохая организация, особенности личности (новатор, критик, консерватор и т.д.). Методы сопротивления: внедрение ради отчета; кусочное внедрение; параллельное сохранение старого; постоянное уточнение и дополнение; вечный эксперимент. Формы сопротивления: рост числа прогулов, опозданий, больничных листов; низкая продуктивность; недоверие и недоброжелательность к новатору; снижение мотивации и разочарование в работе; саботаж; техностресс. Способы преодоления: а) информирование о предстоящих переменах; б) объяснение причины изменений и преимуществ; в) обеспечение возможности обучения и переподготовки; г) вовлечение сотрудников в планирование и подготовку инновации; д) обеспечение обратной связи. Дополнительные средства преодоления сопротивлений с точки зрения организационной культуры: формирование и развитие специфических ценностей; ротация персонала; импорт отличий; создание специальных должностных ролей с высоким статусом; максимальное вовлечение среднего управленческого звена.

Библиографический список:

1. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности : учебное пособие / А. Н. Ванеев ; СПбГУКИ. – Москва : Профиздат, 2000. – 144 с.

2. Жадько, Н. В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. – Москва : Елена, 2000. – 96 с.

3. Карташов, Н. Инновационные процессы : общее и частное / Н. Карташов // Библиотека. – 1998. – № 3. – С. 39 – 42.

4. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках : практическое пособие / Е. Ю. Качанова ; науч. ред. В. А. Минкина ; СПбГУКИ. – Санкт-Петербург : Профессия, 2003. – 318 с.

5. Качанова, Е. Ю. Инновационная политика : цели, этапы, методы / Е. Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 35 – 39.

6. Паршукова, Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки : (конспект лекций для библиотечных специалистов) / Г. Б. Паршукова ; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – 74 с.

7. Матлина, С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики / С. Г. Матлина // Библиотековедение. –1998. – № 2. – С. 39 – 53.

8. Серейчик, С. С. Управление изменениями в библиотеках : опыт и возможности реализации / С. С. Серейчик // Библиотековедение. –1997. – № 4. – С. 64 – 80.

9. Суслова, И. М. Менеджмент в современной библиотеке : научно-методическое пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – Москва : Либерея, 2004. – 175 с. – Гл. 5.

10. Чуприна, Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки / Н. Т. Чуприна // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 9. – С. 4 – 16.