Создание общей схемы процессов
В целях идентификации основных и вспомогательных процессов, имеющих значение для моделирования «как должно быть», могут быть применены два принципиально различных подхода:
Top-down подход (структурирование сверху вниз),
Bottom-up подход (структурирование снизу вверх).
При структурировании сверху вниз основные процессы идентифицируются исходя из стратегических полей деятельности. Определенные таким образом абстрактные процессы верхнего уровня последовательно детализируются. Преимуществом подхода top-down является разработка процессов «как должно быть» строго в соответствии со стратегическими целями предприятия.
Недостаток подхода состоит в том, что в результате иерархической детализации структуры процессов могут быть упущены из виду важные взаимозависимости между процессами нижних уровней, что может привести к локальной оптимизации процессов и, как следствие, к низкой производительности всех процессов в целом.
Структурирование снизу вверх исходит из совокупности всех запланированных бизнес-операций предприятия. Для каждой бизнес-операции создаются модели процессов, группировка которых приводит к формированию следующего, более абстрактного, уровня процессной структуры. Разграничение между основными и вспомогательными процессами происходит в ходе иерархизации процессов. Преимущество подхода bottom-up заключается в возможности создания реалистичных моделей «как должно быть», которые, в результате непосредственной ориентации на оперативную деятельность предприятия, могут быть легко воплощены в реальность.
Это преимущество может стать и недостатком в том случае, если предполагается, что процессы «как должно быть» будут существенно отличаться от процессов «как есть», ориентация на которые в данном случае не является нецелесообразной. Кроме того, важность и польза отдельных бизнес-операций может быть оценена нередко только в свете их взаимодействия с другими процессами. Далее, большое количество рассматриваемых бизнес-операций дополнительно усложняет их структуризацию.
Изучению взаимосвязей, особенно между основными и вспомогательными процессами, должно уделяться должное внимание. При этом связь процессов определяется числом интерфейсов и внутрипроизводственными отношениями между процессами. Связи между процессами делятся на
прямые связи,
косвенные связи.
В случае прямой связи, взаимодействие между основным и вспомогательным процессами можно идентифицировать и смоделировать уже на структурном уровне процессов, а косвенные связи только в отдельных бизнес-операциях.
Результатом создания общей схемы процессов «как должно быть» должно стать:
Разделение всех процессов на основные и вспомогательные, а также анализ их взаимосвязей. Систематизирующая схема процессов может служить вспомогательным инструментом.
Предварительная структура процессов первых уровней, например, в виде диаграмм цепей создания добавленной стоимости или в виде иерархии функций.
Предварительная группировка основных и вспомогательных процессов в комплексы моделирования. Такая группировка может проводиться на основе функционально- и объектно-ориентированных методов, применяемых при моделировании «как есть». Комплексы моделирования следует создавать таким образом, чтобы взаимосвязи процессов, находящихся в разных комплексах были минимальными.
Все процессы «как должно быть» должны быть исследованы на предмет их соответствия целям предприятия. Процессы или их операции, которые не служат как минимум одной цели, рекомендуется удалить.
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели