logo
Пособие 2007 инновационный менеджмент

2.1. Государственное управление инновационными

процессами

Государственное управление инновационными процессами реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы участников инновационной сферы посредством следующих инструментов:

1. Государственной инновационной и научно-технической политик;

2. Федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов;

3. Государственных заказов и контрактов;

4. Системы экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т.д.).

Основными функциями государственных органов при управлении инновационной деятельностью являются:

- аккумулирование финансовых средств на НИОКР;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инновационной деятельности;

- контроль за исполнение законодательных актов в инновационной сфере;

- регулирование международных аспектов инновационной деятельности;

- обеспечение социальной и экологической направленности инновационных процессов.

Основной целью государственного управления инновационной сферой является создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического и инновационного развития.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач:

- становление и расширение государственной поддержки инновационной деятельности;

- создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты прав инноваторов и авторских прав, системы охраны интеллектуальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование инновационной инфраструктуры;

- привлечение финансовых средств из федерального бюджета через систему софинансирования федеральных инновационных программ и конкурсов;

- развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности;

- содействие развитию рынка инновационных проектов;

- развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых средств, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий.

Методы государственного регулирования инновационной активности:

1. Выделение финансирования на реализацию отдельных инновационных проектов и программ;

2. Выдача грантов научным сотрудникам и организациям;

3. Предоставление бюджетных ссуд на реализацию инновационных программ и проектов;

4. Предоставление гарантий и поручительств при банковском финансировании реализации инновационных проектов и программ;

5. Создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности;

6. Организация проведения конкурсов инновационных проектов;

7. Выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их инвесторам;

8. Представление интересов инновационно активных организаций в зарубежных организациях.

Формы государственной поддержки инновационной деятельности включают:

- прямое финансирование;

- предоставление бесплатных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов;

- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т.д.

Мерой государственного управления инновационной сферой является разработка и последующая реализация федеральной научно-технической и инновационной политики.

Основополагающим документом, регулирующим условия реализации государственной научно-технической политики, является Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ (в ред. от 24.12.2004 г.).

Законом установлено, что основными целями государственной научно-технической политики являются:

1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

2) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

3) реализация важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;

4) повышение конкурентоспособности продукции,

Федеральная инновационная политика направлена на:

1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) формирование национальной инновационной системы;

3) интеграция науки и образования;

4) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

5) создание правовых и экономических условий для повышения инвестиционной активности инновационной деятельности;

6) обеспечение национальной государственной поддержки инноваций, способствующих росту конкурентоспособности инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

7) содействие межрегиональному и международному трансферту технологий, инвестиционному сотрудничеству и защите интересов национального инновационного предпринимательства;

8) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

9) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

10) развитие международного научно-технического сотрудничества.

Основными документами, регламентирующим порядок проведения государственной инновационной политики, являются проект ФЗ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политики», от 01.12.99; Концепция инновационной политики РФ на 2005-2010 гг., разработанная и одобренная Правительством РФ.

Государственная инновационная политика – часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой сплав научно-технической и промышленной политики.

Инновационная политика обосновывает:

- создание благоприятной экономической и правовой среды;

- формирование общегосударственной инновационной стратегии развития инновационной деятельности;

- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;

- развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;

- разработку механизмов мониторинга инновационной деятельности.

Основные направления государственной инновационной политики:

- реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы – совокупность взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов.

Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Формирование национальной инновационной системы потребует:

- совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

- проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

- создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.