2.1. Государственное управление инновационными
процессами
Государственное управление инновационными процессами реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы участников инновационной сферы посредством следующих инструментов:
1. Государственной инновационной и научно-технической политик;
2. Федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов;
3. Государственных заказов и контрактов;
4. Системы экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т.д.).
Основными функциями государственных органов при управлении инновационной деятельностью являются:
- аккумулирование финансовых средств на НИОКР;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инновационной деятельности;
- контроль за исполнение законодательных актов в инновационной сфере;
- регулирование международных аспектов инновационной деятельности;
- обеспечение социальной и экологической направленности инновационных процессов.
Основной целью государственного управления инновационной сферой является создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического и инновационного развития.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач:
- становление и расширение государственной поддержки инновационной деятельности;
- создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты прав инноваторов и авторских прав, системы охраны интеллектуальной собственности;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- формирование инновационной инфраструктуры;
- привлечение финансовых средств из федерального бюджета через систему софинансирования федеральных инновационных программ и конкурсов;
- развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
- содействие развитию рынка инновационных проектов;
- развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых средств, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий.
Методы государственного регулирования инновационной активности:
1. Выделение финансирования на реализацию отдельных инновационных проектов и программ;
2. Выдача грантов научным сотрудникам и организациям;
3. Предоставление бюджетных ссуд на реализацию инновационных программ и проектов;
4. Предоставление гарантий и поручительств при банковском финансировании реализации инновационных проектов и программ;
5. Создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности;
6. Организация проведения конкурсов инновационных проектов;
7. Выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их инвесторам;
8. Представление интересов инновационно активных организаций в зарубежных организациях.
Формы государственной поддержки инновационной деятельности включают:
- прямое финансирование;
- предоставление бесплатных банковских ссуд;
- создание венчурных инновационных фондов;
- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
- создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т.д.
Мерой государственного управления инновационной сферой является разработка и последующая реализация федеральной научно-технической и инновационной политики.
Основополагающим документом, регулирующим условия реализации государственной научно-технической политики, является Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ (в ред. от 24.12.2004 г.).
Законом установлено, что основными целями государственной научно-технической политики являются:
1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
2) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
3) реализация важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
4) повышение конкурентоспособности продукции,
Федеральная инновационная политика направлена на:
1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) формирование национальной инновационной системы;
3) интеграция науки и образования;
4) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
5) создание правовых и экономических условий для повышения инвестиционной активности инновационной деятельности;
6) обеспечение национальной государственной поддержки инноваций, способствующих росту конкурентоспособности инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
7) содействие межрегиональному и международному трансферту технологий, инвестиционному сотрудничеству и защите интересов национального инновационного предпринимательства;
8) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
9) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
10) развитие международного научно-технического сотрудничества.
Основными документами, регламентирующим порядок проведения государственной инновационной политики, являются проект ФЗ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политики», от 01.12.99; Концепция инновационной политики РФ на 2005-2010 гг., разработанная и одобренная Правительством РФ.
Государственная инновационная политика – часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой сплав научно-технической и промышленной политики.
Инновационная политика обосновывает:
- создание благоприятной экономической и правовой среды;
- формирование общегосударственной инновационной стратегии развития инновационной деятельности;
- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;
- развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
- разработку механизмов мониторинга инновационной деятельности.
Основные направления государственной инновационной политики:
разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования;
создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоноспособности и экспорта наукоемкой продукции.;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
- реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.
Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы – совокупность взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов.
Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Формирование национальной инновационной системы потребует:
- совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
- проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
- создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14