logo
servisnaya_deyatelnost

10.Подход к изучению сервисной деятельности в рамках «общества потребления»

Начиная с 50-60-х годов XX в. зарубежные аналитики делают объектом пристального внимания процесс интенсивного развития услуг в экономике стран Западной Европы и Северной Америки. В этот период развиваются концепции «общества всеобщего благо­денствия», «общества изобилия», «общества потребления», в ко­торых обосновывается возможность удовлетворения многообраз­ных личных потребностей за счет не только промышленного рос­та, но и технологических нововведений, достижения на этой основе социальной однородности (идеи Дж. Гэлбрайта, У. Ростоу и др.). В этом случае оправдывается и практически стимулируется расши­рение в общественной практике массовых потребительских ожи­даний.

В середине XX в. под влиянием изменений, которые происхо­дят в экономической практике, а также в связи с трансформацией массовых психологических установок теоретическая мысль разви­тых стран Запада расширяет анализ сервисной деятельности, обо­гащая экономический ракурс ее изучения другими дисциплинар­ными подходами. В самой экономической науке происходит переос­мысление услуги как элемента производительного труда. Соглашаясь с различением материальных и нематериальных благ-услуг, мно­гие экономисты приходят к убеждению, что любой труд, приво­дящий к достижению общественно полезных целей, позволяющий удовлетворять человеческие потребности, являетсяпроизводитель­ным трудом. Признается также, что возможны взаимопереходы ве­щественных и невещественных благ друг в друга.

В итоге констатируется, что движение благ-услуг в экономи­ческой системе содержит те же качества, что и при обмене веще­ственными благами. Данный факт позволяет преодолеть прежние представления об иррациональном характере процессов обмена в сфере услуг. Все присущие характеристики и элементы рыночных отношений в сфере услуг имеют реальное содержание в условиях товарного производства, хотя одновременно целый ряд особенно­стей сервисной деятельности придает ей своеобразный характер.

Таким образом происходит умножение предметно-дисципли­нарных подходов к анализу услуг. Помимо экономических идей широко начинают использоваться социологические, социально-психологические, политологические, культур-антропологические и другие теоретические подходы, что заметно обогащает методо­логию анализа сервисной деятельности. Так, разделение услуг на общественные и индивидуальные осуществляется на основе идей, обосновывающих разные типы социальных благ. Среди благ выде­ляются чисто общественные, смешанно-общественные, а также блага индивидуального пользования. Этот подход позволяет по-разному обосновать различные комбинации производства разных благ - в рамках государственных учреждений, через коммерчес­кие и смешанные формы. К этому добавляются теоретические пред­ставления о правах личности на различные блага и услуги в обще­стве современного типа.

Широко используются также представления о социально-пси­хологической базе потребностей, разрабатываются теоретические идеи о регулировании сервисной деятельности со стороны госу­дарства, о менеджменте на предприятиях сферы услуг. Например, структурно-функциональный подход к исследованию сервисной деятельности позволял не только вскрыть ее внутренние элемен­ты, структуру, функции, но и определить место в социальной орга­низации.

Теории социального взаимодействия и обмена сделали возмож­ным рассмотрение сервисной деятельности в тесном соотношении с задачами удовлетворения потребностей людей в контексте мак-ромасштабных систем социального действия. С позиций этих тео­ретических подходов было, например, выяснено, что чисто эко­номические установки и линии поведения человека, как правило, опосредованы его статусными притязаниями, ценностными ори-ентациями, а нередко и стремлением подражать окружающим.

Представления, сформированные в символическом интерак-ционизме (направление научного анализа, вобравшее в себя идеи социологических и социально-психологических теорий), помогли конкретизировать психологические особенности потребительской активности разных групп потребителей, их стремление занять бо­лее высокое статусное положение, постоянно обновлять потреби­тельские установки и ценности. Все это подготовило почву для создания теории потребительского поведения.

Развитие сферы услуг социологи напрямую связали с увеличе­нием свободного времени у работников современного производ­ства. Постепенно сформировался целый раздел социологии, свя­занный с анализом отдыха, - социология свободного времени и рекреации. Это помогло сделать вывод о том, что в изучении от­дельных направлений и сфер рекреации невозможно ограничить­ся лишь сведениями социологического характера. Социологи вы­нуждены опираться на теоретические идеи, которые отображают характерные особенности сервиса в том или ином сегменте сферы услуг. Так, изучая оздоровительный и медицинский сервис, невоз­можно абстрагироваться от знаний и выводов, взятых из биологи­ческих, психологических, медицинских наук. В разделе социоло­гии рекреации, связанном с туризмом и путешествиями, исполь­зуются научные данные о географии, ландшафте, климате. Анализ образовательных услуг включает в себя научные представления о возрастной психологии, педагогике и др.

Формулируются также практические рекомендации по исполь­зованию возможностей маркетинга и рекламы в повышении эф­фективного обслуживания. Особое направление в исследовании сервисной деятельности связано с формированием представлений о производственном менеджменте, включая и менеджмент сер­висной деятельности. Анализ менеджментасвязывался с понима­нием природы и сущности предприятия, а также с оценкой его эффективности в рыночных условиях. Данные категории неодина­ково трактовались в рамках разных теорий и подходов к изучению эффективности управленческой деятельности в экономической практике, что особенно отчетливо видно на примере их эволюции за последние 100 лет (табл. 1).

Вместе с тем теоретическая трактовка менеджмента постепен­но обогащается и усложняется. Управление сервисным предприя­тием рассматривается как многофункциональная активность, на­целенная на прогнозирование и планирование его деятельности, организацию и руководство персоналом, учет и анализ материаль­но-финансовых ресурсов, всесторонний контроль. Кроме того, в

Таблица 1

Эволюция теоретических представлений об организационных основах

предприятия, управленческой деятельности

и критериях ее эффективности

 

 

Концепции, школы и подходы

Модель организации в аспекте:

развития предприятия

доминирующей

функции

менеджмента

критериев эффективности

Школа научно­го управления (1885-1920)

механистичес­кая конструк­ция

оперативное

управление

производством

экономическая эффекта вность или рациональ­ное использова­ние ресурсов

Школа челове­ческих отноше­ний (1930-1950)

коллектив людей, постро­енный на разделении труда

организация или управление персоналом

экономическая

эффективность,

учитывающая

психологические

и социальные

факторы

Системный подход (с конца 50-х годов по настоящее время)

сложная иерар­хическая многоуровневая система

стратегический менеджмент

системная целе­сообразность

Ситуационный подход (с конца 60-х годов по настоящее время)

общественная организация, имеющая цель, чутко реагиру­ющая на разные измене­ния, внутри которой суще­ствуют интере­сы разных групп

политика, сочетающая общую цель предприятия с самоорганиза­цией разных его подразделений

социально-экономическая целесообразность

менеджменте выделяются такие блоки, как текущее и стратеги­ческое управление, управление персоналом, финансовый, инвес­тиционный, инновационный, социальный менеджмент, приро­доохранное направление и др.

Добавим, что в общем перечне функций и блоков производ­ственного менеджмента существуют специальные управленческие задачи, связанные преимущественно с сервисной деятельностью. В качестве примера сошлемся на важность овладения руководите­лями сервисных предприятий знаниями о закономерностях управ­ленческого регулирования производства самих сервисных продук­тов и оптимизации сервисных потоков. Таким образом, в рамках науки о сервисе рождается самостоятельное прикладное направле­ние - логистика сервисного отклика.

Логистика сервисного отклика рождалась из науки логистики, ко­торая сводилась к управлению и оптимизации материальных потоков и связанных с ними информационных и финансовых потоков в той или иной системе. Позже логистика переключилась на широкий диа­пазон деятельности, связанной с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю. Подобная деятельность сосредоточивалась на транспортировке, складирова­нии, обработке материалов для хранения и перевозок, защитной упа­ковке, заказах на продукцию, прогнозировании спроса, маркетинге и обслуживании потребителей.

Становление широкого объекта логистического анализа означа­ло и шаг вперед к рассмотрению сервисной деятельности с точки зре­ния логистики. При этом родился не только новый ракурс логистики (логистика услуг), но появился новый сегмент сервисной практики, который предлагает свои услуги в логистическом анализе.

Сегодня логистика сервисного отклика определяется как про­цесс координации логических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удов­летворения запросов потребителей. Руководители сервисных фирм могут использовать те же принципы подхода при управлении потока­ми услуг, что и для материальных потоков. Однако это заимствова­ние должно быть, во-первых, частичным, взвешенным, во-вторых, при этом следует считаться со спецификой сервисного процесса. (Осно­вы логистики / Под ред. Л. Б. Миротина. М., 2000)

Усложнение характера и умножение подходов к теоретическо­му анализу сервисной деятельности вносит в науку о сервисе мно­жество дополнительных аспектов, формируя методологический и методический плюрализм его исследования. В наши дни эта наука представляет собой междисциплинарное направление, ведущую роль в котором выполняет экономический и социальный анализ. Однако в разных ее разделах может быть актуализирован широкий спектр научных идей, представлений и методов, начиная от меди­цинских теорий и кончая философско-эстетическим анализом.

Помимо теоретического уровня, данная наука включает в себя масштабный прикладной уровень, знания которого нацеливаются на использование научных представлений, выводов и рекоменда­ций в практике сервисной деятельности.