Концептуальная схема управления процессом
При моделировании бизнес-процессов важно принять решение о структуре объектов моделирования, а также о том, из каких элементов должен состоять бизнес-процесс. Любой достаточно сложный бизнес-процесс может включать в себя пять основных элементов, которые должны быть отражены при формировании моделей:
планирование деятельности (планировать можно как саму деятельность, так и показатели эффективности процесса);
осуществление деятельности, (модели, описывающие деятельность, должны иметь входы от всех остальных элементов: плановые и учетные данные, данные анализа, управленческие решения и так далее)
регистрация фактической информации (это функции учета: производственного, управленческого, бухгалтерского и т.п. );
контроль и анализ исполнения плановых показателей;
принятие управленческих решений в рамках процесса.
Важно, что отсутствие хотя бы одного из указанных элементов в бизнес-процессе приводит к тому, что система становится плохо управляемой и неэффективной.
Для определения процессного подхода к управлению используется так называемый цикл PDCA - «цикл Деминга». Этот цикл включает четыре шага: планирование процесса (Plan), выполнение процесса (Do), анализ показателей эффективности процесса (Check), корректировка процесса (Act).
Каждый процесс должен соответствовать циклу PDCA и базовым требованиям процессного подхода, сформулированным в МС ИСО 9001:2000:
Система управления складывается, как минимум, из двух уровней.
Управленческие решения принимают:
а) высшее руководство («первое лицо»)-п. 5.1 МС ИСО 9001:2000;
б) владелец процесса - руководитель, отвечающий за эффективность процесса.
2. Система управления основана на обязательных регламентированных обратных связях, описанных в цикле PDCA.
Все этапы цикла PDCA выполняются по регламентам.
На рисунке 4.1. показана концептуальная схема управления процессом, основанная на сформулированном выше определении процесса.
Потоки информации и управленческие решения
Р
Механизмы
исунок 4.1. Концептуальная схема управления процессомПроцесс, представленный на рис. 4.1, имеет входы и выходы. Для выполнения процесса используются механизмы (персонал, оборудование, инфраструктура, среда и пр.). Управление процессом осуществляет владелец процесса. Все механизмы, необходимые для выполнения процесса, находятся в его распоряжении.
Для того чтобы вести управление процессом, владелец процесса должен получать информацию о ходе процесса и информацию от потребителя (клиента) процесса. Поэтому одной из составляющих частей процессного управления является система поступления информации владельцу процесса. Соответственно, вышестоящему руководству должна поступать регулярная отчетность о ходе процесса.
Процесс не может существовать отдельно от организации. Для работы процессов вышестоящее руководство должно определить назначение процесса, поставить перед владельцем процесса цели и утвердить плановые значения показателей результативности и эффективности процесса. Владелец процесса, в свою очередь, принимает управленческие решения на основании поступившей информации и установленных планов.
При проведении анализа процесса используются четыре основных потока информации:
а) показатели процесса;
б) показатели продукта;
в) показатели удовлетворенности потребителя;
г) результаты аудитов процесса.
Стандарт требует установить эти показатели, методики сбора, обработки информации, границы показателей для нормального хода процесса и критерии для принятия корректирующих действий. Управленческое решение об изменении регламентов или ресурсов должно приниматься на основании строгих фактов.
К показателям процесса обычно относят:
1. Показатели затрат ресурсов:
- затраты времени (цикл, длительность, производительность, скорость выполнения заказов);
- затраты материальные (расходы средств, материалов, бюджеты подразделений, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, объемы замороженного капитала в виде складских запасов сырья или неликвидов).
2. Затраты на качество (предупреждение; отбраковка; исправление, замена и возврат брака; затраты на обучение персонала).
3. Эффективность использования ресурсов на единицу продукции (коэффициент использования оборудования, ресурсов, сырья, материалов, времени на проведение единицы работ или услуг).
К показателям продукта на входе-выходе процесса обычно относят:
1. Функциональные показатели (количество функций, полнота функций продукта, диапазон параметров, сравнение с мировыми образцами продукта/услуги, количество выполненных полностью пунктов требований клиента).
2. Надежностные характеристики (срок гарантии, гарантии сервиса, количество дефектов и ошибок).
3. Показатели безопасности (экологические показатели (ISO 14001).
4. Наличие дополнительных услуг («пакетные закупки или сервис» скидки для постоянных или оптовых клиентов, премии для клиентов, послепродажный сервис и другие способы поддержки клиента (юридическая, техническая, аудиторская, инвестиционная кредитная и другие виды помощи потребителю и/или поставщику)).
К показателям удовлетворенности потребителя/поставщика обычно относят:
Объемы продаж.
Длительность деловых связей.
Количество (процент) постоянных клиентов.
Количество претензий, рекламаций, жалоб, замечаний.
Количество (процент) клиентов, потерянных за период времени.
Доля рынка по продукту/услуге.
Количество «имиджевых клиентов».
Ответы на анкету организации-поставщика о степени удовлетворенности по балльной шкале.
Показатели для мониторинга и анализа БП необходимо выбирать с учетом следующих принципов:
Адекватность и объективность отображения состояния БП.
Периодичность сбора и обработки данных должна соответствовать динамике возможных изменений контролируемого БП и его окружения.
Полезность сбора данных (трудозатраты на сбор и обработку должны соотноситься с ценностью получаемой информации).
Полнота и системность (показатели должны охватывать качественные и количественные стороны БП, его входы и выходы, исполнителей, поставщиков и потребителей).
Понятность (форма представления информации должна быть максимально понятной).
Сравнимость (информация по аналогичным объектам должна быть легко сравнимой).
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели