logo
Lekcii

4. Школа социальных систем.

Честер Барнард (1887-1961)

Проблема равновесия между вкладом работника в существование организации и удовлетворением его от труда.

Первейшей обязанностью менеджера является управление «экономикой стимулов» внутри организации.

Четыре типа побуждения работника к деятельности:

1) материальное: деньги, вещи и физические условия 2) личное: престиж и власть 3) физические условия работы 4) духовные побуждения

Четыре типа стимулов: 1) привлекательность работы 2) условия труда 3) личное участие 4) возможность общения.

Эффективность – это способность предоставлять эффективные побуждения в количествах, достаточных для поддержания равновесия системы. Лучшей оценкой эффективности является выживание организации.

Формальная и неформальная организации.

Три позитивные функции неформальной организации 1) распространение неощутимых фактов, мнений, суждений, подозрений, которые не могут пройти через формальные каналы, чтобы не породить проблем 2) поддержание устойчивости в формальной организации 3) ощущение личной цельности, самоуважения.

Понятие авторитета. Чтобы приказы были приняты, они должны быть: а) понятными б) соответствующими цели организации в) сопоставимы с личными интересами тех, кто их выполняет г) осуществимыми.

Принципы передачи информации

  1. Каналы связи должны быть точно определены и хорошо известны всем членам организации.

  2. Необходимость определения формальных каналов связи между всеми членами данной организации.

  3. Линия связи должна быть максимально прямой и короткой.

  4. Линия связи должна использоваться целиком.

  5. Компетенция лиц, являющихся информационными центрами должна быть адекватной.

  6. Нельзя допускать прерывания линии связи.

  7. Каждое сообщение должно быть аутентичным

Проблема планирования. Каждый план должен содержать: 1) цели, которые необходимо достичь 2) быть осуществимым 3) данные ситуации 4) выделяемые средства 5) позитивные мероприятия на непредвиденный случай 6) ответственность за действия.

Герберт Саймон

Суть концепции Г.Саймона состоит в том, что управляющие должны эффективно использовать все формы внешних влияний для воздействия на личность работника, для трансформации человека в такой степени, чтобы он совершал желаемые действия «скорее вследствие своей собственной мотивации, чем под влиянием инструкций, получаемых в данный момент».

Саймон пытается соединить доктрину «человеческих отношений» с системным подходом.

Важность неформальных каналов информации. Особая роль совещаний, конференций и т.д. как метода, создания общего организационного языка и общей системы отсчета.

Факторы повышения производительности. Первый – величина группы сотрудников.

Ограниченная рациональность

Централизация и децентрализация зависят от процесса принятия решений

Ситуационный подход

Четыре переменные

  1. Величина организации

  2. Рутинность технологии

  3. Неопределенность внешней среды

  4. Индивидуальные характеристики

Лекция 3.

УПРАВЛЕНИЕ И ВЛАСТЬ. ПРОБЛЕМАТИКА ЛИДЕРСТВА.

  1. Понятие власти и источники власти.

  2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель.

  3. Концепция лидерских черт.

  4. Стили управления.

  5. Гендерные аспекты лидерства