15.4. Процессы обеспечения и контроля качества
Процесс обеспечения качества – это принятие плановых систематических мер, обеспечивающих выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект удовлетворял требованиям по качеству. Наблюдение за процессом обеспечения качества могут выполнять: команда проекта, руководящий состав управляющей организации, заказчик, а также другие участники проекта, не принимающие активного участия в работе проекта.
Обеспечение качества происходит на основе ранее утвержденного плана управления качеством, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующей оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний.
С процессом обеспечения качества связан постоянный процесс улучшения или совершенствования. Он предусматривает выполнение итеративных мер по повышению качества всех процессов и способствует снижению количества излишних или бесполезных операций, что, в свою очередь, повышает уровень производительности и экономической эффективности. Улучшение процесса производится вследствие изучения, анализа и внесения изменений в организационные или производственные процессы.
Процесс контроля качества включает в себя мониторинг определенных результатов проекта для того, чтобы установить, удовлетворяют ли они соответствующим стандартам качества, и определить пути устранения причин, вызывающих неудовлетворительные результаты. Стандарты качества включают в себя процессы проекта и цели продукта; результаты проекта – результаты поставки и результаты управления проектом, например, стоимость и выполнение расписания. Контроль качества может включать в себя операции по устранению причин, вызывающих неудовлетворительное исполнение проекта. Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:
– проверок и контрольных карт, которые представляют собой графическое изображение результатов процесса;
– диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте; она логически связана с законом Парето, который заключается в том, что относительно малое число причин обычно приводит к большинству проблем или дефектов. Этот закон также известен как принцип 80/20, согласно которому 80% проблем создается 20% причин;
– статистических выборок, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионного анализа и других статистических методов;
– диаграммы Ишикавы («рыбьего скелета»);
– контрольных диаграмм для отображения жизненного цикла, как проекта, так и продукта. Например, использование контрольных диаграмм в проекте позволяет определить, насколько отклонения по стоимости и отклонения по срокам выходят за рамки допустимых пределов (например, 10%). Использование контрольных диаграмм в продукте позволяет определить, насколько приемлемо или неприемлемо количество обнаруженных во время испытания дефектов с точки зрения принятых стандартов качества.
Контроль качества может завершиться следующими решениями: улучшением качества, принятием продукции, идентификацией брака и реализацией действий по управлению несоответствующей продукцией, переработкой продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний, исправлением процессов.
Команда управления проектом должна обладать знаниями и навыками статистического анализа качества, особенно методом выборочных оценок и теорией вероятности, необходимых для того, чтобы выразить в цифрах результаты управления качеством.
- С.Б. Вдовина, т.А. Агальцова управление инновационными проектами
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами
- Глава 1. Базовые понятия управления проектами
- 1.1. Понятие и классификация проектов
- 1.2. Проект как объект управления: содержание, участники и окружение проекта
- 1.3. Жизненный цикл проекта
- Содержание основных фаз и этапов разработки и реализации проекта
- Вопросы и задания
- Глава 2. Основные подходы к управлению проектами
- 2.1. Стратегический подход к управлению проектами
- Элементы стратегического управления
- 2.2. Функциональный подход к управлению проектами
- 2.3. Процессный подход к управлению проектами
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методология управления инновационными проектами
- 3.1. Методы управления проектами
- 3.2. Проектный анализ
- 3.3. Проектные технологии
- Общая характеристика этапов и инструментов ств
- Вопросы и задания
- Глава 4. Организация управления проектами
- 4.1. Классификация организационных структур управления проектами
- Для реализации внутреннего автономного проекта
- 4.2. Схемы организационных структур и система взаимодействия участников проекта
- 4.3. Организационное проектирование
- Основные этапы формирования организационной структуры управления проектом
- 4.4. Формирование и управление командой проекта
- Рекомендации по созданию эффективных проектных команд
- 4.5. Организация и состав офиса проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Управление инновационными проектами на прединвестиционной фазе жцп
- Глава 5. Формирование концепции проекта
- 5.1. Предпроектные исследования и разработки
- 5.2. Определение проектных целей
- Характеристики целей
- 5.3. Методы оценки инновационных проектов
- 5.4. Экспертиза и отбор инновационных проектов
- Проверочные списки
- Многокритериальная матрица отбора проектов
- Модель добавленной ценности
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектное финансирование
- 6.1. Особенности и источники инвестирования инновационных проектов
- 6.2. Методы инвестирования инновационных проектов
- Вопросы и задания
- Глава 7. Маркетинг инновационного проекта
- 7.1. Стратегия маркетинга в управлении проектами
- 7.2. Концепция и программа маркетинга проекта
- Сравнительная характеристика комплексов «4р» и «4с»
- Вопросы и задания
- Глава 8. Планирование и разработка инновационного проекта
- 8.1. Процессы и уровни планирования проекта
- 8.2. Параметры и характеристики проектных работ
- 8.3. Структура декомпозиции работ и структура организации
- Матрица ответственности
- Организационные ресурсы для разработки дисковода
- 8.4. Конструирование сетевых графиков
- 8.5. Правила построения сетевого графика «операции в узлах»
- 8.6. Процесс расчета параметров сетевого графика
- Пример построения сетевого графика для компьютерного проекта
- Информация для сетевого графика
- 8.7. Документирование плана проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Управление инновационными проектами на инвестиционной фазе жцп
- Глава 9. Управление реализацией инновационного проекта
- 9.1 Процессы управления выполнением проекта
- 9.2. Организация и проведение торгов
- 9.3. Заключение договоров и контрактов
- 9.4. Мониторинг и управление работами проекта
- Вопросы и задания
- Глава 10. Управление завершением проекта
- 10.1. Аудит проекта
- 10.2. Закрытие проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Процессы управления инновационными проектами Глава 11. Управление персоналом и коммуникациями проекта
- 11.1. Управление человеческими ресурсами
- 11.2. Управление коммуникациями проекта
- Вопросы и задания
- Глава 12. Управление материальными ресурсами
- 12.1. Планирование ресурсов проекта
- Основные этапы управления материальными ресурсами проекта
- Матрица ресурсов по работам для разработки нового дискового устройства
- Управление закупками и поставками ресурсов
- Управление запасами
- Вопросы и задания
- Глава 13. Управление стоимостью проекта
- 13.1. Классификация затрат на выполнение проекта
- Основные методы управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта
- Смета затрат на выполнение проекта
- 13.2. Контроль стоимости проекта
- Вопросы и задания
- Глава 14. Управление временем выполнения проекта
- 14.1 Причины и методы сокращения времени проекта
- График стоимости времени проекта
- Вопросы и задания
- Глава 15. Управление качеством проекта
- 15.1. Основные аспекты управления качеством
- 15.2. Процессы управления качеством и документация по качеству
- 15.3. Планирование качества
- 15.4. Процессы обеспечения и контроля качества
- 15.5. Сертификация продукции проекта
- Вопросы и задания
- Глава 16. Управление проектными рисками
- 16.1. Процессы управления рисками
- 16.2. Качественный анализ проектных рисков
- Общая классификация рисков
- Виды потерь от реализации проектных рисков
- 16.3. Количественный анализ проектных рисков
- Методы анализа рисков проекта
- Вероятностный анализ рисков
- Экспертный анализ рисков
- Форма № 1 для экспертного анализа рисков
- Форма № 2 для экспертного анализа рисков
- Форма № 3 для экспертного анализа рисков
- Анализ показателей предельного уровня
- Анализ чувствительности проекта
- Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски
- Показатели чувствительности и прогнозируемости данных в проекте
- Матрица чувствительности и предсказуемости
- Анализ сценариев развития проекта
- Сценарии развития проекта
- Метод построения дерева решений проекта
- 16.4. Методы снижения рисков
- Нормы резервирования средств на непредвиденные расходы
- Вопросы и задания
- Глоссарий
- Список литературы
- Приложения
- Пример содержания устава проекта по разработке нового продукта
- Дерево альтернативных вариантов достижения стратегической цели
- Общая схема «дерево целей» для выбранного оптимального варианта достижения стратегической цели
- Логика планирования операций на этапе выполнения
- Общий вид полосовой диаграммы Ганта
- Структура дерева целей инновационного проекта