logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

5. Глобальная сетевая экономика.

Многочисленные технологии передачи информации, среди кото­рых лидирует Интернет, позволили групповому способу экономи­ческих взаимоотношений стать глобальным, общемировым. Данная формация получила название глобальной сетевой экономики, опре­деляемой как среда, в которой любая компания или индивид, нахо­дящиеся в любой точке экономической системы, могут контактиро­вать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для об­мена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия. Тогда под се­тевой формой организации следует понимать любую группу дейст­вующих лиц, которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой и в то же самое время в этой группе отсутствует властный центр, уполномоченный разрешать возникающие в тече­ние обмена спорные вопросы.

Сетевая экономика сегодня — не просто обобщенная модель функционирования экономических субъектов, но и реальная среда жизнедеятельности, постепенно вытесняющая менее эффектив­ные индустриальную и иерархическую структуры. Базисные усло­вия ее формирования уже сложились. Помимо экономической сферы человеческой деятель­ности электронная среда становится местом социально-культурного взаимодействия, т. е. она становится способом существования, а не только удобным инструментом ведения бизнеса. Сетевая среда не толь­ко изменяет уже существующие экономические и социальные инсти­туты, но и создает новые, которые интерпретируются как системы соглашений между большей частью участников среды.

Сетевая экономика может существовать только в информацион­но-коммуникационной среде, которая уже создана глобальной сетью Интернет. Современная экономическая формация обладает множеством серь­езных отличий от иерархической и индустриальной формаций. Эти отличия нельзя рассматривать как исключения из правил, верных для старых экономических систем, так как они затрагивают их основ­ные постулаты.

Иерархические формы управления и передачи информации усту­пают глобальной сетевой экономике по целому ряду параметров, без учета которых невозможен эффективный рост экономики и значитель­ное увеличение благосостояния населения. Иерархическая формация, безусловно, носит экстенсивный характер, и ее экономика ориенти­рована на сырье, которое не позволяет адекватно ответить на нужды по­требительского сектора. Сетевая форма является наиболее эффек­тивным интенсивным способом экономической организации обмена информацией, поскольку учитывает специфику потребностей инфор­мационного общества высоких технологий. Если в экономике иерархи­ческого управления новации являются исключением и часто приводят к подрыву структуры всей цепи отношений экономических агентов, то новые знания и навыки в сетевой управленческой структуре объ­ясняют возможность ее существования и являются обязательным внешним выражением ее сущности. Кроме того, любая иерархиче­ская система нуждается в емкой местной сырьевой базе. Сетевая же формация, вовлекая все доступные ресурсы, максимально их моби­лизует, а значит, она более эффективно решает задачу ресурсной за­висимости. Наконец, в сетевой структуре взаимоотношения агентов регламентируются общественным договором без участия вышестоящей власти, которая в любом случае уменьшает гибкость экономических систем, т. е. возможность адекватного ответа внешним изменениям.

Во внутрифирменной координации иерархические структуры уступают сетевым, так как последние обеспечивают более действенное внутреннее информационное пространство, организуя коллективное формирование информационных ресурсов, которое хотя и не при­водит к значительному приросту производительности («парадокс производительности»), зато выражается в других экономических ка­тегориях, например в увеличении потребительской ценности произ­водимого продукта, ускорении экономического роста и т. д.

По сравнению с индустриальной экономической моделью гло­бальная сетевая модель также обладает целым рядом неоспоримых преимуществ, многие из которых позволяют говорить не только о количественных изменениях в экономической формации, но и о ка­чественных, свойственных сетевой структуре. Сетевая форма управления позволяет перевести экономические процессы на уровень более тесных взаимоотношений, обеспечивает длительные связи между агентами системы, объединяя их в группы, координация деятельности которых происходит по правилам, удоб­ным для агентов группы и разработанных по системе общественной договоренности. В такой формации не существует внешнего воздей­ствия на группу агентов (например, со стороны государства), а зна­чит, ей предоставляется большая свобода, которая способствует сни­жению рутинных операций и росту творческой реализации, поиску новаций.

Новые телекоммуникационные технологии заметно снижают затра­ты на создание и поддержку информационных ресурсов, предоставляя субъектам экономической активности собственное информационное поле.

Главной особенностью организаций, строящих свою экономиче­скую деятельность на специфике глобальной сетевой системы управ­ления, является приобретение новых качеств, прямо не сопоставимых с предшествующей индустриальной формой. Основной выигрыш та­ких организаций состоит в улучшении использования имеющихся ресурсов, повышении гибкости и конкурентоспособности, качествен­но новом способе организации трудового процесса и взаимодействия между участниками экономической деятельности. Сетевая структура предоставляет большие возможности для вы­бора, так как она состоит не столько из организаций, как это было в иных типах экономик, сколько из отдельных индивидов, которые бо­лее мобильны, отзывчивы на новые знания и технологии. Если в ин­дустриальной модели интересы отдельного человека в основном были ниже интересов фирмы, а в иерархической — ниже интересов систе­мы, то в сетевой формации основной частицей бизнесактивности является отдельная личность, которая может мобилизовать все име­ющиеся у нее ресурсы.

Глобальная сетевая экономика является также наиболее эффек­тивной системой управления информационными потоками с точки зрения учета интересов всего общества в целом: ни одна другая фор­мация не обеспечивает удовлетворения потребностей всего общества столь эффективно.

Сетевая структура как новая экономическая формация имеет свои особенности (правила), которые требуют учета в практической дея­тельности.

Сетевая экономика вовлекает в процессы взаимодействия не толь­ко старых, привычных участников (индивидов, фирмы, властные ор­ганы и т. д.), но и новых (программных агентов, роботов), которые являются реальными экономическими единицами, способными аде­кватно реагировать на изменения среды и существовать независимо от других экономических агентов.

В новой экономической формации множественность является условием ценности продукта. Например, увеличение числа дополни­тельных объектов в сети ведет к увеличению позитивного эффекта для всех пользователей. Это свойство противоречит фундаменталь­ным аксиомам прежней индустриальной — экономической модели: множественность вещей снижает их ценность.

С ростом числа агентов сетевой экономики растет ценность уча­стия. Именно эта особенность не позволяет сетевой форме управле­ния потоками информации стать полноценным явлением в нашей стране, так как число активных участников интернет-сообщества мало.

Сетевая структура требует полного вовлечения, иначе она не даст положительного эффекта, а наоборот, будет потреблять ресурсы, не обеспечивая изменений ни по одному параметру эффективности. Рост интеграции с сетевой экономикой имеет предельную точку, когда при отсутствии заметного увеличения издержек производства происхо­дит экспоненциальный рост производительности труда, потребитель­ской стоимости продукта и других параметров эффективности.

В сетевой модели ценности создаются совместными усилиями всех агентов сети, что противоречит особенностям индустриальной формы управления информационными потоками, в которой основная ценность чаще всего создается небольшим числом участников. В сетевой формации владелец определенных ресурсов не обязатель­но сможет получить ренту за них, так как наибольшую выгоду в сети приносит ее инфраструктура, а не определенные объекты.

В сетевой экономике существует феномен удешевления лучшего, что является фатальным для индустриальной экономики. Так, ин­формация, являясь самым ценным объектом сетевой формации, дешевеет, и цены на передаваемый бит снижаются по экспоненциальной кривой. Цена денежных трансакций также сни­жается по этой траектории. То есть в сетевой системе лучшее уде­шевляется, открывая горизонты для нового, что пока еще не стало привычным, а значит — дешевым.

В сетевой экономике самое ценное — это самое многочисленное, самое лучшее — это самое дешевое, тогда действительно редкий ре­сурс — это внимание, тесные связи между агентами, т. е. ценности не экономического порядка, а скорее общечеловеческого. Это значит, что сетевая среда помогает решить проблему несовпадения ценно­стей (общечеловеческого и экономического порядка), свойственную другим формам хозяйствования.

Отсутствие четкого центра и четких границ, характерные для струк­туры сети, переводит фокус компаний с максимизации собственной прибыли на максимизацию инфраструктуры в целом. Основным ста­новится развитие сетевых стандартов, протоколов и преданность им, а не фирме, т. е. каждый агент системы старается, прежде всего, рабо­тать на благо всей системы и уже в связи с ее ростом приобретает и себе какую-то выгоду. В новой экономике наибольшей ценой обладает оригинальность, новации, творческие способности, а рутинные работы резко дешевеют, что играет на руку человеческим устремлениям, поощряя человече­скую индивидуальность, а значит, возвышая не продукт труда, а са­мого индивида как самоценность. Человек перестает быть одним из факторов производства, а становится над экономическим явлением.

Итак, сетевая форма управления потоками информации обладает рядом особенностей, которые идут вразрез с индустриальной и ие­рархической системами. Но говорить о том, что сетевая формация яв­ляется новым явлением, неверно, она существовала всегда, правда, прежде занимала скромное место. Интернет-технологии создали среду жизнедеятельности, аналогичную той, которая существует в малой группе или общине, все члены которой вступают в непосредствен­ный контакт в процессе информационного обмена. В общинной мо­дели существуют прямые связи всех со всеми, и почти полностью от­сутствует какое-либо регулирование со стороны властных органов, так как правила взаимодействия устанавливаются по общественной договоренности, которая учитывает особенности конкретных участ­ников в конкретном контакте. Сетевую экономику, исходя из этого, можно назвать экономикой сообщества людей, находящихся в непо­средственных взаимоотношениях друг с другом. Поэтому становятся возможными новые сервисные технологии в сфере информационной деятельности.

Информационные услуги (в отличие, например, от традиционных бытовых) могут предоставляться строго индивидуализировано и не­зависимо от расстояний, разделяющих создателя и потребителя услуги.

Учитывая особенности сетевой модели, следует отметить, что ее агенты, принимая конкретные решения о взаимодействиях, оценивают ситуации исходя не из экономических факторов, которые идентичны в любой точке системы и для любых связей, а из модели поведения, свойственной конкретному индивиду. Эта мотивация при поддерж­ке продолжительных связей становится общей для группы агентов, превращаясь в одно из свойств их поведения. Такую модель поведе­ния часто называют ментальной моделью, поскольку она содержит, полученные агентом из внешней среды образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов экономической си­стемы.

Таким образом, участники сетевой структуры обладают копией ре­ально существующих материальных объектов и слепком модели пове­дения других участников системы, которые существуют в их созна­нии. В реальной ситуации агент, принимая решения, отталкивается от анализа ментальной модели, а не от реальных объектов и фактов.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте этапы развития общества.

2. В чем особенности индустриальной эры общественного производства?

3. Тенденции развития информационного общества.

4. Рассмотрите различия индустриальной и информационной эры в системе производства, в организации хозяйственной деятельности и в социальной области.

5. Информатизация современного общества.

6. Тенденция диверсификации сферы услуг.

7. Рынок знаков и средств их обработки.

8. Проанализируйте связь потребителей, их проявления и средства удовлетворения.

9. Иерархия услуг для определения стратегии в бизнесе услуг.