5. Глобальная сетевая экономика.
Многочисленные технологии передачи информации, среди которых лидирует Интернет, позволили групповому способу экономических взаимоотношений стать глобальным, общемировым. Данная формация получила название глобальной сетевой экономики, определяемой как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия. Тогда под сетевой формой организации следует понимать любую группу действующих лиц, которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой и в то же самое время в этой группе отсутствует властный центр, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы.
Сетевая экономика сегодня — не просто обобщенная модель функционирования экономических субъектов, но и реальная среда жизнедеятельности, постепенно вытесняющая менее эффективные индустриальную и иерархическую структуры. Базисные условия ее формирования уже сложились. Помимо экономической сферы человеческой деятельности электронная среда становится местом социально-культурного взаимодействия, т. е. она становится способом существования, а не только удобным инструментом ведения бизнеса. Сетевая среда не только изменяет уже существующие экономические и социальные институты, но и создает новые, которые интерпретируются как системы соглашений между большей частью участников среды.
Сетевая экономика может существовать только в информационно-коммуникационной среде, которая уже создана глобальной сетью Интернет. Современная экономическая формация обладает множеством серьезных отличий от иерархической и индустриальной формаций. Эти отличия нельзя рассматривать как исключения из правил, верных для старых экономических систем, так как они затрагивают их основные постулаты.
Иерархические формы управления и передачи информации уступают глобальной сетевой экономике по целому ряду параметров, без учета которых невозможен эффективный рост экономики и значительное увеличение благосостояния населения. Иерархическая формация, безусловно, носит экстенсивный характер, и ее экономика ориентирована на сырье, которое не позволяет адекватно ответить на нужды потребительского сектора. Сетевая форма является наиболее эффективным интенсивным способом экономической организации обмена информацией, поскольку учитывает специфику потребностей информационного общества высоких технологий. Если в экономике иерархического управления новации являются исключением и часто приводят к подрыву структуры всей цепи отношений экономических агентов, то новые знания и навыки в сетевой управленческой структуре объясняют возможность ее существования и являются обязательным внешним выражением ее сущности. Кроме того, любая иерархическая система нуждается в емкой местной сырьевой базе. Сетевая же формация, вовлекая все доступные ресурсы, максимально их мобилизует, а значит, она более эффективно решает задачу ресурсной зависимости. Наконец, в сетевой структуре взаимоотношения агентов регламентируются общественным договором без участия вышестоящей власти, которая в любом случае уменьшает гибкость экономических систем, т. е. возможность адекватного ответа внешним изменениям.
Во внутрифирменной координации иерархические структуры уступают сетевым, так как последние обеспечивают более действенное внутреннее информационное пространство, организуя коллективное формирование информационных ресурсов, которое хотя и не приводит к значительному приросту производительности («парадокс производительности»), зато выражается в других экономических категориях, например в увеличении потребительской ценности производимого продукта, ускорении экономического роста и т. д.
По сравнению с индустриальной экономической моделью глобальная сетевая модель также обладает целым рядом неоспоримых преимуществ, многие из которых позволяют говорить не только о количественных изменениях в экономической формации, но и о качественных, свойственных сетевой структуре. Сетевая форма управления позволяет перевести экономические процессы на уровень более тесных взаимоотношений, обеспечивает длительные связи между агентами системы, объединяя их в группы, координация деятельности которых происходит по правилам, удобным для агентов группы и разработанных по системе общественной договоренности. В такой формации не существует внешнего воздействия на группу агентов (например, со стороны государства), а значит, ей предоставляется большая свобода, которая способствует снижению рутинных операций и росту творческой реализации, поиску новаций.
Новые телекоммуникационные технологии заметно снижают затраты на создание и поддержку информационных ресурсов, предоставляя субъектам экономической активности собственное информационное поле.
Главной особенностью организаций, строящих свою экономическую деятельность на специфике глобальной сетевой системы управления, является приобретение новых качеств, прямо не сопоставимых с предшествующей индустриальной формой. Основной выигрыш таких организаций состоит в улучшении использования имеющихся ресурсов, повышении гибкости и конкурентоспособности, качественно новом способе организации трудового процесса и взаимодействия между участниками экономической деятельности. Сетевая структура предоставляет большие возможности для выбора, так как она состоит не столько из организаций, как это было в иных типах экономик, сколько из отдельных индивидов, которые более мобильны, отзывчивы на новые знания и технологии. Если в индустриальной модели интересы отдельного человека в основном были ниже интересов фирмы, а в иерархической — ниже интересов системы, то в сетевой формации основной частицей бизнесактивности является отдельная личность, которая может мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы.
Глобальная сетевая экономика является также наиболее эффективной системой управления информационными потоками с точки зрения учета интересов всего общества в целом: ни одна другая формация не обеспечивает удовлетворения потребностей всего общества столь эффективно.
Сетевая структура как новая экономическая формация имеет свои особенности (правила), которые требуют учета в практической деятельности.
Сетевая экономика вовлекает в процессы взаимодействия не только старых, привычных участников (индивидов, фирмы, властные органы и т. д.), но и новых (программных агентов, роботов), которые являются реальными экономическими единицами, способными адекватно реагировать на изменения среды и существовать независимо от других экономических агентов.
В новой экономической формации множественность является условием ценности продукта. Например, увеличение числа дополнительных объектов в сети ведет к увеличению позитивного эффекта для всех пользователей. Это свойство противоречит фундаментальным аксиомам прежней индустриальной — экономической модели: множественность вещей снижает их ценность.
С ростом числа агентов сетевой экономики растет ценность участия. Именно эта особенность не позволяет сетевой форме управления потоками информации стать полноценным явлением в нашей стране, так как число активных участников интернет-сообщества мало.
Сетевая структура требует полного вовлечения, иначе она не даст положительного эффекта, а наоборот, будет потреблять ресурсы, не обеспечивая изменений ни по одному параметру эффективности. Рост интеграции с сетевой экономикой имеет предельную точку, когда при отсутствии заметного увеличения издержек производства происходит экспоненциальный рост производительности труда, потребительской стоимости продукта и других параметров эффективности.
В сетевой модели ценности создаются совместными усилиями всех агентов сети, что противоречит особенностям индустриальной формы управления информационными потоками, в которой основная ценность чаще всего создается небольшим числом участников. В сетевой формации владелец определенных ресурсов не обязательно сможет получить ренту за них, так как наибольшую выгоду в сети приносит ее инфраструктура, а не определенные объекты.
В сетевой экономике существует феномен удешевления лучшего, что является фатальным для индустриальной экономики. Так, информация, являясь самым ценным объектом сетевой формации, дешевеет, и цены на передаваемый бит снижаются по экспоненциальной кривой. Цена денежных трансакций также снижается по этой траектории. То есть в сетевой системе лучшее удешевляется, открывая горизонты для нового, что пока еще не стало привычным, а значит — дешевым.
В сетевой экономике самое ценное — это самое многочисленное, самое лучшее — это самое дешевое, тогда действительно редкий ресурс — это внимание, тесные связи между агентами, т. е. ценности не экономического порядка, а скорее общечеловеческого. Это значит, что сетевая среда помогает решить проблему несовпадения ценностей (общечеловеческого и экономического порядка), свойственную другим формам хозяйствования.
Отсутствие четкого центра и четких границ, характерные для структуры сети, переводит фокус компаний с максимизации собственной прибыли на максимизацию инфраструктуры в целом. Основным становится развитие сетевых стандартов, протоколов и преданность им, а не фирме, т. е. каждый агент системы старается, прежде всего, работать на благо всей системы и уже в связи с ее ростом приобретает и себе какую-то выгоду. В новой экономике наибольшей ценой обладает оригинальность, новации, творческие способности, а рутинные работы резко дешевеют, что играет на руку человеческим устремлениям, поощряя человеческую индивидуальность, а значит, возвышая не продукт труда, а самого индивида как самоценность. Человек перестает быть одним из факторов производства, а становится над экономическим явлением.
Итак, сетевая форма управления потоками информации обладает рядом особенностей, которые идут вразрез с индустриальной и иерархической системами. Но говорить о том, что сетевая формация является новым явлением, неверно, она существовала всегда, правда, прежде занимала скромное место. Интернет-технологии создали среду жизнедеятельности, аналогичную той, которая существует в малой группе или общине, все члены которой вступают в непосредственный контакт в процессе информационного обмена. В общинной модели существуют прямые связи всех со всеми, и почти полностью отсутствует какое-либо регулирование со стороны властных органов, так как правила взаимодействия устанавливаются по общественной договоренности, которая учитывает особенности конкретных участников в конкретном контакте. Сетевую экономику, исходя из этого, можно назвать экономикой сообщества людей, находящихся в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Поэтому становятся возможными новые сервисные технологии в сфере информационной деятельности.
Информационные услуги (в отличие, например, от традиционных бытовых) могут предоставляться строго индивидуализировано и независимо от расстояний, разделяющих создателя и потребителя услуги.
Учитывая особенности сетевой модели, следует отметить, что ее агенты, принимая конкретные решения о взаимодействиях, оценивают ситуации исходя не из экономических факторов, которые идентичны в любой точке системы и для любых связей, а из модели поведения, свойственной конкретному индивиду. Эта мотивация при поддержке продолжительных связей становится общей для группы агентов, превращаясь в одно из свойств их поведения. Такую модель поведения часто называют ментальной моделью, поскольку она содержит, полученные агентом из внешней среды образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов экономической системы.
Таким образом, участники сетевой структуры обладают копией реально существующих материальных объектов и слепком модели поведения других участников системы, которые существуют в их сознании. В реальной ситуации агент, принимая решения, отталкивается от анализа ментальной модели, а не от реальных объектов и фактов.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте этапы развития общества.
2. В чем особенности индустриальной эры общественного производства?
3. Тенденции развития информационного общества.
4. Рассмотрите различия индустриальной и информационной эры в системе производства, в организации хозяйственной деятельности и в социальной области.
5. Информатизация современного общества.
6. Тенденция диверсификации сферы услуг.
7. Рынок знаков и средств их обработки.
8. Проанализируйте связь потребителей, их проявления и средства удовлетворения.
9. Иерархия услуг для определения стратегии в бизнесе услуг.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.