logo
Lekcii

1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.

В развитии управленческой мысли можно выделить (разумеется, с определенной долей условности) несколько основных школ и направлений. Главную роль в становлении управленческой теории сыграла классическая школа (1880-1924), ведущими авторами которой выступали Фредерик Тейлор, Анри Файоль, Макс Вебер. В рамках этой школы выделяют также два направления: направление научного управления (научной организации труда) (1880-1924) и административное направление (1916-1924).

Следующим этапом развития управленческой мысли стала бихевиористская школа (1924 г.). В рамках бихевиористской школы выделяют направление человеческих отношений (1924-1939) и бихевиористское направление (расцвет 1950-е годы).

С 1941 г. получила развитие количественная школа, которая пыталась исследовать управленческие процессы с помощью количественных, математических методов.

В послевоенные годы широкое развитие получила школа социальных систем, связанная с именами Честера Барнарда и Герберта Саймона. Начало развития этой школы можно отсчитывать с работы Ч.Барнарда, изданной в 1939 г.

Из системной школы вырос ситуационный подход, сторонники которого отрицали саму возможность найти единый, универсальный и самый лучший способ управления. Эффективность способа управления зависит от условий, в которых функционирует организация. Наиболее известным примером ситуационного подхода является ситуационная модель лидерства Пола Херси и Кеннета Бланшарда.

2. Становление классической школы науки управления. Ф.Тейлор и А.Файоль.

Теория рационализации Ф. Тейлора

Американца Фредерика Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического со­вершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы ре­зания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Тейлор разработал свою концепцию, которую впоследст­вии называли «концепцией экономического человека». Oн открыл также феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков опускаться до уровня середняков, а середняков — до уровня отстающих по про­изводительности труда. Он считал, что трудиться хорошо челове­ку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыполнить нор­му, как администрация вскоре снизит расценки и заставит его ра­ботать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо идущей «угрозы» сверху, на рабочего «снизу» оказывает давление малая группа. Она также не заинтересована в высокой эффектив­ности.

Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчи­нение управляющему. Этому способствовало и то, что в получен­ном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнориро­вал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.

Он рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий, предписанных инструкцией. Основными движущими импульсами Ф. Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.

Руководство Тейлор понимал как сложнейшее ис­кусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — за­лог успеха. Ф. Тейлор разработал две концепции — «достигаю­щего работника» и «достигающего руководителя».

Согласно концепции "достигающего рабочего" человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума уси­лий, но не вредило здоровью. После того как он освоил про­стой урок, ему следует поручать более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творче­ских возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические ха­рактеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения.

Согласно концепции "достигающего руководителя" одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заменяла "функциональная администрация", состоявшая узкоспециализированных (выполнявших какую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен был стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, решать конфликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор считал: прежде чем администрация потребует от подчиненных хорошей работы, она сама должна трудиться в два раза лучше. Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на, всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности.

Последователи Ф.Тэйлора

Фрэнк и Лилиан Гелбрэйт (Gilbreth).

Г.Эмерсон (Harrington Emerson). Основные принципы в управлении: 1. Ясно очерченные цели 2. Здравый смысл 3. Советы специалистов 4. Дисциплина 5. Справедливость и порядочность 6. Исправная отчетность 7. Порядок (расписание) в ходе деятельности 8. Нормы и образцы 9. Приспособленные условия 10. Образцовые способы действия 11. Письменные инструкции. 12. Награды за производительность.

Г.Гант (Henry Gannt). Отмечал разницу между мнением и фактом. Познание фактов: 1) установление соответственного задания для человека соответствующего данной работе 2) установление вознаграждения 3) планирование, чтобы человек работал непрерывно и производительно.

Принципы Ганта 1) Человек – это существо, ориентированное на достижение целей. Установление задания. 2) Планирование и контроль 3) Установление задания лучше за принуждение к усилиям. 4) Задание и премия. 5) Право выдавать распоряжения означает обязательство контроля их выполнения.

Макс Вебер

  1. Разделение труда. Работа делится на простые рутинные задания.

  2. Иерархия. Уровни власти и авторитета.

  3. Формальный отбор. Набор сотрудников на основе технических квалификаций, подтвержденных дипломом или экзаменом.

  4. Формальные правила.

  5. Обезличенные отношения.

  6. Профессионализм.

Административная теория А. Файоля

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Он утверждал: управлять — значит вести предпри­ятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управление, по его мнению, включает такие виды деятельности: техническую, коммерческую, финансо­вую, защитную, бухгалтерскую и административную.

Теория Файоля состоит из двух частей:

Файоль выделил 14 принципов управления:

Не все принципы одинаково важны. К главным он, например, причислял единство командования и единство руководства. Эти принципы можно выразить так: один руково­дитель и одна программа для совокупности операций, пресле­дующих одну и ту же цель. Это — необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя голо­вами в социальном мире, как и в животном, — чудовище. Ему тяжело жить.

Ещё один из важных, по мнению, Файоля принципов – дисциплина. «Дисциплина составляет главную силу армий». «Я, утверждает Файоль, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопро­вождался таким пояснением: «Дисциплина — это то, во что ее превращают начальники». Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо».

Благодаря Файолю управление стало признаваться самостоя­тельной и специфической деятельностью людей. В итоге возникла новая отрасль науки — социология и психология управления. Со­единились два подхода к управлению — социологический и пси­хологический.