logo
курс лекций

7.2. Требования к составлению резюме.

Перед собеседованием, как правило, просят прислать резюме.

Резюме (от французского Resume - краткое изложение) - краткая форма изложения основных личных и профессиональных данных соискателя.

Резюме удобно тем, что оно позволяет в первую очередь подчеркнуть выгодные для вас моменты - знания, интересы, опыт работы и т. д.

Резюме, как правило, отправляется по факсу или по электронной почте с той целью, чтобы работодателям самим выбрать наиболее подходящие кандидатуры и пригласить их на собеседование. Как правило, резюме анализируется в отсутствие претендента на должность и из него должно быть понятно, что вы умеете и чего стоите. Постарайтесь вложить в эту страничку текста всю свою индивидуальность, подчеркнуть положительные стороны своей деятельности. Резюме стараются подготовить заблаговременно и всегда держать под рукой. Скорость предоставления резюме также имеет значение. Этим вы продемонстрируйте свою оперативность.

Подготовьте несколько вариантов резюме. Возможно, вы уже подготовили текст резюме и отправили его в адрес нескольких организаций, а ответа так и не получили. Попробуйте перечитать еще раз. Не пожалейте своего времени и поработайте с резюме перед каждой отправкой новому работодателю. Ведь то, что не имело большого значения в одной фирме, в другой может оказаться определяющим.

Если вы только что окончили учебное заведение и не совмещали учебу с работой, то опыт профессиональной деятельности у вас отсутствует или не очень невелик. Поэтому, учитывая, что резюме пишется в свободной форме, начните его с указания вашей специальности, какое учебное заведение вы окончили, где проходили практику и назовите дисциплины, формирующие специальность и характеризующие вашу квалификацию. Если вы хотите устроиться в представительство иностранной фирмы или в компанию, имеющую тесные международные контакты, в первую очередь следует подчеркнуть знание иностранных языков (еще лучше - свободное владение языком, необходимым данной фирме). Обязательно укажите на степень владения компьютерными технологиями, например, что вы работаете с программным пакетом Microsoft Office, имеете опыт работы с электронной почтой поиска информации в Internet и т. п., охотно осваиваете новые программы. Важно указать и вашу скорость набора текста, если вы владеете навыками машинописи на компьютере. Если вы хотите работать секретарем - референтом, подчеркните, что вы умеете составлять и оформлять любые документы, организовывать работу коллегиальных органов, изучали курс "Организация секретарского обслуживания".

Резюме даст вам большие возможности показать себя с лучшей стороны и привлечь к себе внимание работодателей. Оно должно быть красиво оформлено и безукоризненно в редакционном отношении. Это документ, составленный вами лично, а вы в силу своей специальности должны уметь безупречно составлять любой документ. Резюме посылается в те организации, которые имеют вакантные должности по вашей специальности или набирают резерв.

Жестких требований к форме и содержанию резюме нет, и так чтобы выделиться из однотипных характеристик, желательно проявить оригинальность. Если фирма устанавливает строгую форму резюме, то ее, конечно, следует соблюдать, при этом есть сведения, которые обязательно надо указать.

Общие правила хорошего резюме:

1) целенаправленность - изложение своих главных достоинств и преимуществ перед другими претендентами;

2) лаконичность - краткое изложение главной информации. Резюме должно включать описание тех аспектов вашего опыта, которые значимы для данной вакансии. Оно должно занимать одну страницу, две страницы резюме - самый крайний случай;

3) конкретность - все знания и навыки должны быть количественно и качественно описаны;

4) честность - отсутствие недостоверной информации. Не следует преувеличивать свои способности и достижения. Не давайте ложной информации, некорректных ссылок, названий работы. Это вызовет только отрицательную реакцию работодателя, так как данные выборочно проверяются и неаккуратности выявляются.

5) структурированность и дизайн - логичное и красивое оформление резюме. Работодатель должен быстро и легко находить в тексте интересующую информацию, для этого резюме должно иметь акценты и выделения. При этом лучше избегать рамочек, символов, картинок и фотографий, которые значительно искажаются, проходя через факс, и могут оказать "медвежью" услугу.

Рассмотрим подробнее содержание резюме.

Резюме включает следующие данные: заголовок, цель, образование, личные данные, профессиональные навыки, дополнительные сведения и др.

В заголовке указываются фамилия, имя, отчество претендента.

Цель - точное название должности, на которую вы посылаете резюме.

Каждое резюме индивидуально, оно должно быть составлено на конкретную должность. Если вы можете работать секретарем- референтом, офис - менеджером, бухгалтером и еще кем-то, напишите на каждую должность отдельное резюме.

Личные данные - возраст, контактные телефоны, домашний и электронный адреса, пол, семейное положение. Около номера телефона укажите домашний он, служебный или сотовый и в какое время лучше звонить. Если вам меньше 20 или больше 35-40 лет, то возраст лучше не указывать.

Образование - когда и где учились, полученные специальности, присвоенные квалификации, а также ученые степени, звания, награды и призы (указывается в обратной хронологической последовательности, начиная с последнего места учебы). Обязательно указать дополнительное образование в виде курсов, семинаров, тренингов, связанных с профессией. Укажите точные названия учебных заведений и даты начала и окончания учебы. Не стоит указывать аббревиатуру названия ВУЗа. Укажите курсы повышения квалификации и стажировки, которые непосредственно связаны с профессией. Укажите название сертификатов, подтверждающих ваше дополнительное образование и профессиональную компетентность. выпускники и студенты могут указать тему дипломной работы. Не следует указывать образование, не имеющее непосредственного отношения к требованиям должности. Не надо упоминать среднее специальное образование, если вы впоследствии получили высшее образование того же профиля.

Опыт работы - даты мест работы, названия организаций, занимаемые должности, функциональные обязанности. Это главный пункт в резюме, который работодатель читает особенно внимательно. Поэтому и вам следует уделить этому разделу побольше времени.

Опыт работы укажите за последние 5-10 лет в обратном хронологическом порядке. Начните с последнего места работы. Следует дать не только название организации, но профиль ее работы. Укажите месяц и год начала и окончания работы, занимаемую должность. Название должности можно указать не в строгом соответствии с формулировкой в трудовой книжке, а так, как требует работодатель. Сейчас много разных должностей с одинаковыми функциями и много профессий с одинаковым названием, требования к которым предъявляются разные. При перечислении должностных обязанностей, выберите те, которые в большей степени требуются в данной должности.

Если опыт работы менее одного года, лучше ограничится фразой "есть опыт работы".

Профессиональные навыки - подтверждение уровня своей квалификации путем описания всего, что знаете и умеете делать. Уровень владения компьютером содержит сведения о ваших навыках работы на ПК, а также программах, средах, языках, базах данных, с которыми вы работали. Знание иностранных языков. Укажите все иностранные языки и степень, в которой вы ими владеете. Придерживайтесь следующих формулировок:

- "в совершенстве" - знание языка на уровне носителя, владение синхронным переводом;

- "свободно" - владение последовательным переводом, способность свободно общаться на иностранном языке в рамках любой тематики;

- "хороший" - способность грамотно выразить свои мысли на иностранном языке, а также понять собеседника;

- "разговорный" - общение на бытовом уровне, способность понять несложную речь, донести до собеседника известную информацию;

- "базовый" - знание элементарных основ языка, общение на уровне "Как дела?", "Сегодня хорошая погода", способность понять простой текст.

Владеете оргтехникой (факс, ксерокс и т. д.). Машинопись. Указать скорость ввода слепым десятипальцевым методом. Стенография. Практическая психология, служебный этикет и протокол.

Дополнительная информация - данные о том, что имеет непосредственное отношение к предлагаемой работе, но не было указано ранее: наличие собственного автомобиля и водительских прав, сильные личные качества, занятия спортом и т. д. Опытные кадровые специалисты убеждены, что не стоит указывать хобби, вероисповедание, обстоятельства вашей личной жизни и другие сведения, не имеющие отношения к профессии, потому что это может сыграть отрицательную роль.

Зарплата в резюме обычно не указывается, поскольку она, как правило, зависит от результатов собеседования. Но вы в праве указать минимальный уровень желаемой зарплаты, чтобы вас не беспокоили предложениями более низкой ставки.

Дата составления резюме должна быть свежей. Старая дата выдает давность и безрезультатность ваших поисков работы, что побуждает работодателя к решению: "Никто не взял и ты не бери".

Резюме на английском языке составляют лишь в том случае, если вы претендуете на вакансию в иностранной компании. В российскую фирму или кадровое агентство следует направлять резюме на русском языке, т.к. оно может попасть к человеку, не владеющему иностранным языком, и в лучшем случае будет отложено в сторону, а в худшем будет выброшено. Исключением могут быть резюме специалистов, свободно владеющих иностранным языком, но и в этом случае лучше следует направить два резюме - одно на русском, другое на иностранном языке.

К резюме могут быть приложены рекомендательные письма бывших руководителей. Нужно быть внимательным к гладким положительным формулировкам этих характеристик, так как хитрые предприниматели изобрели тайный код передачи информации и умеют читать между строк.

Образец резюме см. Приложение 9