logo
курс лекций

Как распознать манипуляцию

Главных критериев манипуляции два.

  1. Первый — вы совершили какой-то поступок, но по ис­течении времени не можете четко объяснить (и главное — понять), зачем вы это сделали и почему вы сделали имен­но так, а не иначе (например, назначили встречу на не­удобное время; согласились купить что-то, что на следу­ющий день уже не кажется таким привлекательным; опять трудитесь в офисе в субботу).

  2. Второй — у вас вроде бы ни с того ни с сего возникают неприятные эмоции (чувство вины, растерянность, оби­да, непонимание происходящего и собственных дейст­вий).

В таких случаях следует вспомнить два-три случая за последний месяц, которые соответствовали бы назван­ным критериям, и подумать, кто выступил в роли мани­пулятора в обнаруженных манипуляциях. Затем можно проанализировать, за счет чего манипу­ляторам удалось достичь желаемого для них результата и как они это сделали.

Как противостоять манипуляциям

Рекомендация первая. Доверяйте себе, своим чувст­вам, ощущениям, будьте к себе внимательны, помните, какими были изначально ваши цели; отслеживайте, ког­да ваши действия «вдруг» повернули в направлении, к ва­шим целям не относящемся; возможно, тогда возникло раздражение, обида, чувство вины или досада.

Рекомендация вторая. Будьте наблюдательны и чест­ны в своем наблюдении. Разберитесь, в чем и в ком при­чина возникших проблем, кто вами манипулирует и как. Не надо видеть манипуляцию во всем, но и не стоит про­пускать манипуляцию только потому, что очень болезнен­но об этом думать.

Рекомендация третья. Относитесь к обнаруженной ма­нипуляции спокойно. Да, она есть, люди манипулируют друг другом (причем некоторые даже не всегда это пони­мают). Это не повод для черной обиды («как он посмел!»), это не повод для снижения собственной самооценки («конечно, с такой рохлей, как я, все можно сделать, никому не могу дать достойный отпор»), это не повод для мес­ти («ах так, ну тогда и я!») или паники («я ничего не мо­гу этому противопоставить!»). Это повод для анализа и взвешенного решения.

Разберитесь, от каких манипуляций необходимо за­щищаться. Ведь существуют манипуляции, которые силь­но облегчают жизнь. С другой стороны, существуют ма­нипуляции, с которыми просто ничего нельзя поделать. Необходимо защищаться только от манипуляций, имеющих ярко выраженный негативный характер.

Рекомендация четвертая. Проанализируйте, как вы можете противостоять манипуляции, если вам сообщают неверную информацию. Спокойно и конструктивно пред­варительно проверьте всю информацию, чтобы ваши ре­шения опирались только на выверенные данные. Вам создают невозможные условия для работы (ду­хота, шум, отсутствие техники и проч.) — начните разго­вор о том, как оптимизировать организацию работы, что­бы у вас была возможность работать быстрее и успевать больше. На вас совершают личные нападки — выразите уверен­ность, что высказанное мнение не помешает вам эффектив­но сделать работу, а в дальнейшем вы надеетесь на более объективную оценку (если лаконичной фразы не получа­ется, пропустите «личный» комментарий мимо ушей и сра­зу перейдите к обсуждению деловой стороны вопроса). Манипулируют вашим временем — четко оговаривай­те мероприятия на случай нарушения временных границ.

Рекомендация пятая. Тренируйте устойчивое поведе­ние. Вы имеете право говорить «нет», спрашивать то, что считаете нужным, отказываться без чувства вины, на­стаивать на собственном решении. Навыки делать это конструктивно, из позиции «на равных», приходят со временем, если их тренировать. Если вы один раз оказа­ли услугу, это не обязывает вас оказывать их постоянно в течение оставшейся жизни.

Рекомендация шестая. Попробуйте манипулятора по­жалеть — людям, у которых все хорошо, редко приходит­ся прибегать к манипуляции. А еще — воспринимайте его как личного консультанта, который бесплатно обучает вас одному из самых сложных навыков в этой жизни — про­тивостоять манипуляции.

Собирайте свою «копилку инструментов» против мани­пуляций. Если не получилось найти выход из ситуации сразу и вы поддались манипуляции, не расстраивайтесь. В жизни мало кто из людей всегда реагирует быстро и оп­тимально. Продумайте, как можно ответить в следую­щий раз, положите вариант в «копилку» и не позволяй­те этой ситуации больше разъедать вас изнутри (не про­кручивайте в голове бесконечные диалоги, представляя, как ловко вы ставите собеседника на место), вы уже при­думали вариант, представится случай — вы его опробу­ете, а пока продолжайте жить и работать.

Способы противодействия манипуляциям см. в Приложении 12