13.2. Подбор экспертов
Вопрос формирования состава экспертной комиссии является весьма важным. Количественный и качественный состав экспертной комиссии должен формироваться с учетом широты проблемы, достоверности оценок, затрат ресурсов и характеристик экспертов. Широта решаемой проблемы, определяемая количеством различных аспектов, связана с установлением нижней границы количественного состава экспертной комиссии, то есть количество экспертов должно быть в комиссии таковым, чтобы каждый аспект, направление исследования было закреплено как минимум за конкретным специалистом. Достоверность оценок связана с уровнем знаний экспертов и их количеством. При соответсвующем уровне знаний увеличение количества членов экспертной комиссии должно приводить к возрастанию достоверности результатов экспертизы. Величину располагаемых ресурсов на проведение экспертизы с учетом пропорциональности количеству привлекаемых экспертов следует использовать при определении верхней границы количественного состава экспертной комиссии. Таким образом, указанные ориентиры в конкретных случаях позволяют определиться с количественным составом экспертной комиссии.
Характеристики группы экспертов, включаемых в экспертную комиссию, определяются на основе индивидуальных их характеристик, а именно: компетентности, креативности, отношения к экспертизе, конформизма, конструктивности мышления, коллективизма, самокритичности.
Компетентность – это обладание определенными знаниями, позволяющее индивидуму высказывать суждения по определенному кругу вопросов. Степень компетентности может характеризоваться коэффициентом компетентности. Известны различные методы определения значений коэффициентов компетентности. Их подразделяют на априорные, апостериорные и тестовые.
В априорных методах оценки качества эксперта не используется информация о его суждениях, имевших место в предшествовавших экспертизах. К этой группе методов относятся:
метод самооценки с использованием балльной шкалы (3-балльной, 5-балльной и т. д.);
метод самооценки с использованием вербально-числовых шкал, в которых наряду с содержательно описываемыми наименованиями их градаций содержатся соответствующие им численные значения или их диапазоны;
дифференциальный метод самооценки, в котором рассчитывается комплексная самооценка как полусумма самооценки степени знакомства эксперта с основными источниками информации в рассматриваемой области и взвешенной с учетом коэффициента сравнительной весомости самооценки знакомства эксперта с изучаемым объектом;
методы взаимной оценки экспертов, основанные на получении различными способами взаимооценок экспертов (формирование списков компетентных специалистов, формирование матриц взаимооценок экспертов в баллах, в числовых оценках предпочтительности компетентности I-го эксперта над_j-тым и т. д.) и их последующей обработки с целью получения оценок компетентности каждого эксперта, входящего в состав экспертной комиссии;
документационный метод, предлагающий ориентироваться на объективные характеристики эксперта, а именно: стаж работы, наличие ученой степени, занимаемая должность, количество научных трудов и т. д.
Апостериорные методы оценки качества эксперта базируются на использовании информации о его суждениях, имевших место в экспертизах, проведенных с его участием. К таким методам относятся:
метод оценки качества эксперта на основе его ответов, базирующийся на анализе результатов парных сравнений, выполняемый с целью выявления нелогичностей (противоречий) и вычислении коэффициента компетентности с учетом количества выявленных нелогичностей в суждениях испытуемого эксперта;
метод расчета коэффициента отклонения суждений эксперта, базирующийся на сравнении расстояния от индивидуальной оценки эксперта до результирующей с максимально возможным расстоянием.
Тестовые методы оценки качества эксперта нацелены на распознавание профессиональной пригодности испытуемого, а также выявление наличия необходимых навыков и опыта для эффективного участия в работе экспертной комиссии. Для успешного проведения тестового эксперимента необходимо выполнение следующих условий: целенаправленность содержания теста на конкретные объекты экспертизы; наличие шкалы, позволяющей оценить степень точности оценок эксперта; максимальная приближенность тестовых оценок эксперта их истинным значениям; возможность установления допустимых пределов отклонений оценок эксперта от их истинных значений; минимальная вероятность случайного угадывания экспертом истинной оценки.
Если оценка компетентности экспертов может носить количественный характер, то такие характеристики как креативность (способность решения творческих задач), конформизм (подверженность влиянию суждений авторитетов), отношение к экспертизе, конструктивность мышления, коллективизм, самокритичность имеют, как правило, качественный характер.
Поскольку при подборе экспертов используется определенное множество характиристик, имеющих различные значения и различную значимость, то возникает необходимость формирования интегральной оценки эксперта, то есть решения многокритериальной задачи с известной ее проблематикой. В качестве такой интегральной оценки, получаемой альтернативным путем, возможно применение значения достоверности суждений эксперта, определяемого как отношение числа случаев выданных экспертом рекомендаций, приемлемость которых подтверждена практикой, к общему числу случаев участия эксперта в выработке рекомендаций.
- «Мати» – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского
- В.В. Мыльника
- Предисловие
- Часть I. Основы построения и финансирования систем управления Глава 1. Системы и их Закономерности
- 1.1. Системы
- 1.2. Классификация систем и их характеристика
- 1.3. Основные закономерности сметем
- Литература
- Глава 2. Управление и кибернетика
- 2.1. Управление
- 2.2. Кибернетика и ее принципы
- 2.3. Производственная организация как кибернетическая система
- Литература
- Глава 3. Автоматизация управления
- 3.1. Основные направления автоматизации управления
- 3.2. Классификация аису
- 3.3. Структурное построение иаису
- 3.4. Общесистемные принципы создания иаису
- 3.5. Методы синтеза структуры иаису
- 3.6. Цели и критерии эффективности систем управления
- Глава 4. Методология разработки систем управления
- 4.1. Организация разработки систем управления
- Взаимосвязь отдельных фаз инвестиционного проекта с сетевым графиком создания системы управления
- 4.2. Инвестиционный цикл проекта и его структура
- Литература
- Глава 5. Источники и методы финансирования систем управления
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. Основные методы финансирования
- Литература
- Глава 6. Методологические основы принятия решений
- 6.1. Сущность принятия решений
- 6.2. Классификация управленческих решений
- 6.3. Постановка задачи принятия управленческих решений
- 6.4. Модель процесса принятия и реализации управленческих решений
- 6.5. Человеческий фактор в принятии и реализации уоравленческих решений
- Литература
- Часть II. Методы исследования и оценки эффективности систем управления Глава 7. Системный анализ
- 7.1. Предмет системного анализа
- 7.2. Процедуры системного анализа
- 7.3. Разработка, построение и исследование моделей
- Литература
- Глава 8. Исследование операций
- 8.1. Вводные понятия
- 8.2. Методы безусловной и условной оптимизации
- 8.3. Корреляционный и регрессионный анализ
- 8.4. Робастные методы и процедуры
- 8.5. Выводы по анализу применяемых методов
- Литература
- Глава 9. Имитационное моделирование
- 9.1. Понятие об имитационном моделировании
- 9.2. Имитация функционирования систем с дискретными событиями
- 9.3. Методы имитации случайных факторов
- Глава 10. Планирование экспериментов
- 10.1. Полный факторный эксперимент и дробные реплики
- Полный факторный эксперимент для двух независимых переменных, варьируемых на двух уровнях (планирование типа 22)
- Полный факторный эксперимент для двух независимых переменных, варьируемых на двух уровнях (планирование типа 23)
- Первая полуреплика от полного факторного эксперимента типа 23 (планирование типа 23-1)
- Вторая полуреплика от полного факторного эксперимента типа 23 (планирование типа 23-1)
- 10.2. Поиск области оптимума
- Глава 11. Распознавание объектов, явлений и ситуации
- 11.1. Сущность процесса распознавания
- 11.2. Системы распознавания и их классификация
- 11.3. Задачи при создании системы распознавания
- 11.4. Математические методы распознавания
- Глава 12. «Черный» и «белый» ящики как научные методы
- 12.1. Понятие «черного» и квелого» ящика
- 12.2. Исследование поведения «черного» ящика
- Глава 13. Экспертные оценки
- 13.1. Сущность метода экспертных оценок
- 13.2. Подбор экспертов
- 13.3. Методы проведения опроса экспертов
- 13.4. Обработка экспертных оценок
- Анализ оценки относительной важности влияния I-X локальных аису на статьи затрат себестоимости продукции
- Мнение экспертов источников аргументации
- Литература
- Глава 14. Оценка эффективности систем управления
- 14.1. Эффективность инвестиций в системы управления
- 14.2. Методы оценки эффективности систем управления
- 14.3. Статические методы
- 14.4. Дисконтирование потоков денежных ресурсов
- 14.6. Динамические методы
- 14.6. Определение затрат на создание и эксплуатацию систем управления
- 14.7. Факторы и источники формирования социально-экономических результатов
- 14.8. Оценка социально-экономических результатов
- 14.9. Учет инфляционных процессов
- 14.10. Учет неопределенности и рисков
- Литература
- Глоссарий
- Содержание