Построение модели
Главная цель построения иерархического множества DFD заключается в том, чтобы сделать требования ясными и понятными на каждом уровне детализации, а также разбить эти требования на части с точно определенными отношениями между ними. Для достижения этого целесообразно пользоваться следующими рекомендациями:
1) Размещать на каждой диаграмме от 3 до 6-7 процессов. Верхняя граница соответствует человеческим возможностям одновременного восприятия и понимания структуры сложной системы с множеством внутренних связей, нижняя граница выбрана по соображениям здравого смысла: нет необходимости детализировать процесс диаграммой, содержащей всего один или два процесса.
2) Не загромождать диаграммы несущественными на данном уровне деталями.
3) Декомпозицию потоков данных осуществлять параллельно с декомпозицией процессов; эти две работы должны выполняться одновременно, а не одна после завершения другой.
4) Выбирать ясные, отражающие суть дела, имена процессов и потоков для улучшения понимаемости диаграмм, при этом стараться не использовать аббревиатуры.
5) Однократно определять функционально идентичные процессы на самом верхнем уровне, где такой процесс необходим, и ссылаться к нему на нижних уровнях.
6) Пользоваться простейшими диаграммными техниками: если что-либо возможно описать с помощью DFD, то это и необходимо делать, а не использовать для описания более сложные объекты.
7) Отделять управляющие структуры от обрабатывающих структур (т.е. процессов), локализовать управляющие структуры.
В соответствии с этими рекомендациями процесс построения модели разбивается на следующие этапы:
1) Расчленение множества требований и организация их в основные функциональные группы.
2) Идентификация внешних объектов, с которыми система должна быть связана.
3) Идентификация основных видов информации, циркулирующей между системой и внешними объектами.
4) Предварительная разработка контекстной диаграммы, на которой основные функциональные группы представляются процессами, внешние объекты – внешними сущностями, основные виды информации – потоками данных между процессами и внешними сущностями.
5) Изучение предварительной контекстной диаграммы и внесение в нее изменений по результатам ответов на возникающие при этом изучении вопросы по всем ее частям.
6) Построение контекстной диаграммы путем объединения всех процессов предварительной диаграммы в один процесс, а также группирования потоков.
7) Формирование DFD первого уровня на базе процессов предварительной контекстной диаграммы.
8) Проверка основных требований по DFD первого уровня.
9) Декомпозиция каждого процесса текущей DFD с помощью детализирующей диаграммы или спецификации процесса.
10) Проверка основных требований по DFD соответствующего уровня.
11) Добавление определений новых потоков в словарь данных при каждом их появлении на диаграммах.
12) Параллельное (с процессом декомпозиции) изучение требований (в том числе и вновь поступающих), разбиение их на элементарные и идентификация процессов или спецификаций процессов, соответствующих этим требованиям.
13) После построения двух-трех уровней проведение ревизии с целью проверки корректности и улучшения понимаемости модели.
14) Построение спецификации процесса (а не простейшей диаграммы) в случае, если некоторую функцию сложно или невозможно выразить комбинацией процессов.
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели