4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
Познавательная теория трактует индивида как систему, которая собирает и перерабатывает информацию. Сторонники этой теории считают, что человек является самостоятельным субъектом, который воспринимает, хранит и интерпретирует информацию (знания, данные) и придает им определенную ценность (значение, смысл). Человек предпринимает целенаправленные действия и осуществляет над ними контроль.
Структура информации, а значит знания человека о реальности, составляют т.н. познавательную сеть, которую составляют актуальные информации, и информации, сохраненные в прошлом. Познавательная сеть выполняет три основные функции:
функция ориентирования, благодаря которой индивид способен каждую новую информацию разместить в структуре всех остальных информаций и упорядочить все в целостность;
функция программирования, сущность которой состоит в том, что опираясь на определенную познавательную сеть человек выстраивает программы собственных действий;
эмоционально-мотивирующая функция, которая означает, что структура познавательной сети индивида определяет силу и специфику его мотивации, чувств и эмоций.
В рамках познавательной теории была сформулирована теория процесса, которая концентрируется на мотивирующей функции познавательной сети человека и трактует мотивацию, как процесс принятия решений. Наиболее известна здесь концепция ожиданий Виктора Врума. Определяющее значение в процессах мотивирования труда приписывает он нескольким переменным, которые характеризует состояние сознания человека. Врум утверждает, что поведение индивида является последствием выбора среди возможных направлений действий, а этот выбор связан с познавательной сетью человека. Сущность концепции Врума выражается в двух утверждениях. Согласно с первым, ценность результатов первой ступени определяется ценностью дальнейших, более поздних результатов, к которым приводят результаты первой ступени. Ценность окончания университета связана с получением хорошей работы и т.д. Таким образом, ценность результатом первой ступени есть функцией ценности результатов второй ступени и инструментализации результатов первой ступени для получения результатов второй ступени.
Второе утверждение указывает на возможность определения мотивации к определенной деятельности. Мотивация определяется суммой ценностей разных результатов первой ступени и ожиданий, что конкретно осмысливаемое поведение приведет к необходимому результату. Работники выбирают то поведение, которое максимизирует ожидаемую полезность. То есть, человек склонен действовать определенным способом на основании ожиданий, что труд принесет ему результат, который будет ему полезен. Здесь учитываются три переменные: 1) Связь между усилиями и эффективность 2) Связь между эффективностью и наградой 3) Полезность полученных результатов (эффектов и наград) для данного индивида с точки зрения его жизненных целей и потребностей.
Индивидуальные усилия-индивидуальная эффективность-награды-личные цели.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь