logo
Лекции_2012

Сдвиг парадигмы

В процессе изменения условий деятельности предприятий произошёл сдвиг парадигмы управления ими.

Парадигма – смена системы понятий, ценностей и целей.

Изменению подверглись две категории парадигмы:

О природе организации: первый сдвиг парадигмы

  1. Механистическая модель: организация представляет собой неразумную систему, у которой нет своей собственной цели. Это инструмент, чью функцию определяет хозяин, орудие владельца для достижения своей цели – получение прибыли.

  2. Система с одним разумом приставляет собой живую систему с одним разумом (как человеческий организм), у которой имеется своя собственная цель, которая заключается в выживании. Для выживания биологические системы должны расти. Для этого им следует использовать в своих интересах окружающую среду.

Мерой успеха организации является рост, единственный и наиважнейший показатель эффективности, а прибыль представляет собой средство для его достижения.

Мультиразумная система – социальная организация, которая рассматривается как добровольный союз целеустремлённых членов, самостоятельно определяющих, к чему следует стремиться и какие средства предпочесть для достижения намеченного.

Цель организации заключается в обслуживании интересов её участников при одновременном удовлетворении потребностей внешней среды.

Главная задача организации (системы) совместить интересы целеустремлённых друг с другом членов (подсистем) и с целым.

О природе научного познания: второй сдвиг парадигмы

  1. Классическая наука полагает, что целое – это не что иное, как сумма частей. Поэтому для понимания поведения целого надо выявить воздействия, которые оказывают на неё каждый независимый параметр.

Изучение независимых переменных лежит в основе аналитического мышления, которое осталось неизменным во всех трёх аспектах – механистическом, биологическом и социальном. Аналитический подход представляет собой трёхступенчатый мыслительный процесс: сначала объект изучения разбивается на части, затем делается попытка объяснить поведение каждого элемента в отдельности, и наконец, происходит синтез полученных суждений для объяснения целого.

  1. Системный подход изучает систему с точки зрения окружающей среды, частью которой данная система является, рассматривается роль системы в функционировании целого.

Первое поколение системного мышления (исследование операций) решало проблему взаимозависимости в контексте механистических (детерминированных) систем.

Второе поколение системного мышления (кибернетика и открытые системы) занималось двойной проблемой взаимозависимости и самоорганизации в контексте живых систем.

Третье поколение пытается справиться с тройной проблемой взаимозависимости, самоорганизации и выбора в контексте социокультурных систем.