logo
Пособие 2007 инновационный менеджмент

9.1. Содержание стратегического управления

инновационной деятельностью

Стратегическое управление инновационной деятельностью является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов.

Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его снабженческо-сбытовые возможности. Стратегический аспект инновационной деятельности заключается, прежде всего, в ориентации на запросы потребителя.

Стратегические инновационные цели – система основных ориентиров долгосрочной инновационной деятельности, в соответствии с которыми разрабатывается инновационная стратегия и формируется портфель инновационных проектов.

Стратегические инновационные цели отражают генеральную линию развития предприятия в инновационной сфере. Они находят свое отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие предприятия и необходимые для этого ресурсы. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция и разрабатываются оперативные планы ее реализации.

Постановка и формулировка стратегических целей служат исходной базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий. Различают:

1. Базовые стратегии – модель поведения предприятия в той или иной конкретной рыночной ситуации;

2. Функциональные стратегии – комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия.

Например, главная цель – обеспечить доминирующее положение предприятия на рынке продукта А; базовая стратегия – увеличить объемы производства продукта А в границах маркетингового прогноза; одна из функциональных стратегий - произвести техническое перевооружение производства продукта А; альтернативы функциональной стратегии: а) модернизация действующего оборудования; б) полная организационно-техническая реконструкция производства продукта А.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы стратегий:

Оборонительная стратегия отражает в себе реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. Наступательные стратегии требуют кредитных инвестиций и более применимы на предприятиях располагающих достаточно высоким инновационным и производственным потенциалами, квалифицированным составом менеджеров и финансовыми ресурсами [15].

Общие задачи стратегического управления инновациями сводятся к следующему:

Основными элементами стратегического управления инновационной деятельностью являются:

Процесс стратегического управления состоит из ряда взаимосвязанных этапов, представленных на рис.9.1.

Рис. 9.1. Процесс стратегического управления инновациями

Стратегическое управление инновационной деятельности определяется принятыми на предприятии принципами управления:

К основным методам стратегического управления инновационной деятельностью относятся:

1. Программно-целевой метод ориентирован на достижение определенных целей, вытекающих из какой-либо одной, но крупномасштабной задачи, требующей для ее решения концентрации усилий и взаимодействия многих производственных и управляющих звеньев;

2. Проблемно-ориентированный метод. Его сущность состоит: 1) в обеспечении постоянной долговременной готовности и способности предприятия к восприятию, трансформации, адаптации и рутинизации; 2) в создании механизмов для осуществления фронтальных качественных прорывов в инновационной сфере. Концепция позволяет: сосредоточить усилия на решении ключевых инновационных проблем; обеспечить организационную интеграцию на системной основе механизмов и участников инновационного процесса; создать стратегическую систему управления инновациями, обеспечивающую переход от «реактивного» к «активному» управлению.

3. Сетевое планирование и управление. Для разработки сетевых моделей выявляются связующие события, перечень которых определяется составом взаимосвязанных программных мероприятий.