logo
servisnaya_deyatelnost

8.Влияние индустриального производства на сервисную деятельность

Услуги современного типа зарождались в странах Западной Европы, формировавших индустриальную культуру. Обществу, которое развивается в рамках индустриальной культуры, присущи капиталистические отношения в зрелой товарно-денежной фор­ме, с правовым закреплением и развитием частной собственности на средства производства. В экономической практике такого обще­ства происходит соединение производительного труда с научны­ми знаниями и рационально отработанными технологиями.

Это приводит к промышленной революции, т.е. к замене ручного труда массовым индустриальным производством.Главное звено та­кого производства - крупная машинная промышленность, объе­диняющая множество связанных между собой производственных структур, где тяжелый физический труд человека постепенно заме­няется работой машин. Функционирование этих масштабных произ­водственных структур возможно при концентрации на них работни­ков разных профессий и квалификаций. Они сообща создают товары по единому образцу, благодаря чему достигаются огромные объе­мы и невиданная до этого скорость выпуска продукции.

Сложная структура индустриально-промышленного производ­ства стимулирует новое перераспределение ресурсов между раз­ными отраслями хозяйства, что сопровождается глубокими изме­нениями в структуре самого общества, в образе жизни людей. Ог­ромные ресурсы сосредоточиваются не столько в торговом деле (как было в традиционном обществе), сколько на крупных произ­водствах и в кредитно-банковском секторе.

Стремительно растет удельный вес городского населения, рож­даются новые профессии, связанные с обслуживанием машин и углубляющие расслоение общества. На первом этапе индустриали­зации имеет место обнищание определенных слоев населения. Од­нако уже к концу XIX в. становится ясно, что население развитых стран Запада в целом выиграло от индустриализации. Конечно, этому способствовала не только промышленность, но и наличие у ряда западных стран заморских колониальных владений, из кото­рых вывозились необходимые для промышленного развития при­родные ресурсы.

Научно-технический прогресс способствовал появлению в об­ществе новых средств коммуникации, связанных с техникой и по­зволяющих предпринимателям обращаться к массовой аудитории. Речь идет в первую очередь о печататании книг, газет, журналов. По мере развития техники связи в XIX и XX вв. появляются другие способы распространения информации: радио, кино, телевиде­ние, компьютер.

Средства массовой коммуникации (СМИ, масс-медиа) стиму­лируют в обществе индустриального типа процесс постоянного разрыва с традицией. По мере распространения массовой инфор­мации СМИ народное искусство мельчает, мифология истощает­ся, самодеятельные и оригинальные формы осмысления людьми действительности умирают. Не только горожане, но и жители села окружены техногенной средой, которая не позволяет людям ос­таться в области древних мифов, романтических устремлений, но требует от них прагматического взгляда на мир.

Производственные структуры и сервисные организаци исполь­зуют в своих интересах появившиеся возможности влиять на лич­ное и общественное сознание, превращая каналы СМИ в средство трансляции популярного искусства, массовой информации и рек­ламы. Отныне спрос и потребительское поведение людей опреде­ляются не только реальными, но зачастую и мнимыми потребно­стями, которые стимулируются рекламой и масс-медиа.

В обществе индустриального типа повышается уровень многооб­разия разных слоев и групп с неодинаковыми потребностями. Все это расширяет возможности порождения новых, не существовавших до этого, благ и услуг. Вместе с тем трансформируется общественно-экономический статус домашнего хозяйства, бывший до этого клю­чевым. Его члены уже не могут рассчитывать на домашнюю прислугу или опираться на принципы самообслуживания. Они вынуждены пользоваться общественными секторами обслуживания, работающи­ми на товарно-рыночной, профессиональной основе и организую­щими свою работу на принципах производственной деятельности.

В индустриальном обществе все, что связано с личностью ра­ботника, также претерпевает радикальные изменения. Работник трудится уже не в соответствии с традиционными нормами или заветами предков, а в соответствии с профессиональной подго­товкой, уровнем квалификации, ростом общей культуры. Отсюда стремительное развитие в странах Западной Европы системы об­щего и профессионального образования.

Все перечисленные факторы общественного развития форми­руют новый образ жизни граждан. Уходят в прошлое те характери­стики существования, которые определяли жизненный уклад лю­дей традиционного общества. На первый план социальной практи­ки выходят индустриальные способы возведения типового жилья, покупка пищевых продуктов и товаров повседневного спроса, из­готовленных посредством машинных технологий. Речь идет о пи­щевых полуфабрикатах, консервах, бытовых приборах, мебели, одежде, устройствах, облегчающих ведение домашнего хозяйства и позволяющих проводить свободное время вдали от дома, и т.п.

Сошлемся на важную характеристику современного образа жизни, которая связана с распределением суточного объема вре­мени. Повседневное существование человека индустриальной эпо­хи подчиняется фиксированному времени пребывания на работе, дома, на отдыхе и т.п. Такой распорядок жизни, с одной стороны, позволяет человеку сосредоточиться на производственных обязан­ностях, повышает производительность труда, дисциплинирует. С другой стороны, интенсивный трудовой ритм способствует на­коплению у работника усталости, создает возможность появления у него стрессов и психологических отклонений.

Вместе с тем у человека появляется фиксированное свободное время не только в конце дня, недели, но и отпускное время в течение года. В этой ситуации заботой человека становится эффек­тивное использование свободного времени на восстановление сил, на общение с близкими людьми, на развлечения. Все это создает предпосылки для появления масштабного сегмента сервиса - сферы рекреации, игровой деятельности, развлечений.

Таким образом, в результате индустриализации сервисная ак­тивность получает колоссальный импульс развития, вырабатывая внутри себя новые формы самоорганизации и многообразных ус­луг современного типа. Сервисная деятельность обретает возмож­ность порождать новые социокультурные потребности и тем са­мым увеличивать объем потребительского рынка. Во многих отрас­лях обслуживания происходит становление «индустрии сервиса», которая предполагает тесное переплетение услуг с технологиями промышленного производства.

Одной из крупных стран, которая стала пионером в создании ин­дустрии обслуживания и освоении новых видов сервиса, стали США.

Впервые в мире здесь в конце XIX в. началось освоение строитель­ной индустрии, посредством которой можно было быстро возводить как индивидуальные коттеджи, так и многоквартирные дома-небо­скребы для офисов и постоянного проживания.

В первой четверти XX в. здесь было налажено конвейерное про­изводство дешевого автомобиля, предназначенного для эксплуата­ции семьей со средним достатком, что сделало автомашину массо­вым явлением американского общества и повлекло активное строи­тельство дорог с твердым покрытием, центров технического обслуживания, сети точек быстрого питания на автомагистралях.

Последнее столетие здесь впервые запускались в массовое про­изводство многие разработки бытовых приборов и механизмов, об­легчивших ведение домашнего хозяйства и общественное обслужи­вание (холодильная установка, стиральная машина, пылесос, теле­визор и др.).

Особенно много было сделано американским бизнесом сферы услуг в усовершенствовании организации предпринимательской деятельности, а также способов обслуживания потребителей. Это­му способствовал целый ряд исторических обстоятельств и при­чин. Американский сервис складывался в обществе, где отсутство­вали традиции, сковывающие предпринимательскую инициативу. Экономика страны развивалась на основе таких факторов, как рыночные принципы, техническая оснащенность производства, рациональный подход к любому виду деятельности. Все это позво­лило резко активизировать не только консервативные аспекты, но и буквально все стороны сервисного труда.

Американские бизнесмены первыми начали продавать товары в кредит с рассрочкой выплат. Также они стали организовывать в конце XIX в. так называемые «предпринимательские сети». Компания «Дже­нерал моторе», не имевшая в достаточном количестве своих магази­нов, начала продажу автодвигателей через систему специально под­готовленных дилеров. Позже данный способ распространения своей продукции освоили компании «Зингер» (производство швейных ма­шин), «Форд» (производство автомобилей), «Метрополитен» (страхо­вание жизни) и др. Еще позже этот принцип распространения услуг появился на примере работы фирменных бензоколонок, создания цепи отелей и ресторанов и др.

К середине XX в. уровень жизни основной части граждан (так называемого среднего класса) развитых стран Западной Европы и Северной Америки оказывается самым высоким, отличаясь от уров­ня жизни граждан других стран мира. Человек развитого общества получает высокую зарплату, на которую он может не только про­кормить свою семью, дать хорошее образование детям, приобрес­ти жилье, личные средства передвижения, но и отдохнуть в отпуск­ное время на престижном курорте другого континента и т.п.

В 50-60-е годы в развитых странах Запада возникла ситуация, которую публицисты и исследователи определили как «общество изобилия», или «потребительское общество». У граждан такого об­щества возникает уверенность, что материальные блага, продукты потребления и услуги могут производиться почти в неограничен­ном количестве.

Во всей предыдущей истории человечества общественное устрой­ство всегда основывалось на представлении об ограниченном количе­стве материальных благ. Человеческая агрессия всегда была связана с борьбой за эти блага. В «обществе изобилия» у населения складыва­лось представление, что материальные блага имеются почти в неогра­ниченном количестве, поэтому проблемы производства замещаются в таком обществе проблемами потребления. Создавалась массовая ил­люзия, что самой возможности производства неограниченного количе­ства предметов и вещей достаточно, чтобы оказать воздействие на твор­ческие интересы интеллектуальной элиты и стимулировать ее пред­ставителей продвигать общество по пути дальнейшего прогресса. (Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969)

В указанный период тенденции, связанные с ростом объема продукции сферы услуг и увеличением числа занятых в ней работ­ников, расцениваются как свидетельство всемогущества массово­го производства товаров повседневного спроса и безграничных возможностей сервисной деятельности в сфере отдыха и развлече­ний. Вместе с тем упрощенное понимание основных тенденций и процессов, характерных для «общества изобилия», не способство­вало, а, напротив, затрудняло адекватное видение перспектив раз­вития индустриальной культуры. Понадобился новый, во многом проблемный опыт, чтобы более реалистично определить горизон­ты будущего.