logo
71-75

73. Прикладные программы автоматизации управления кадрами

Интегрированные системы западных разработчиков; пакет "АТЛАНТ-КАДРЫ"; пакет "INFIN"; АРМ "Учет личного состава"; модуль "Бизнес-кадры" пакета "Галактика". 1 с "Зарплата и Кадры"

пакеты прикладных программ (ППП), позволяют облегчить работу по управлению кадрами.Практически все корпоративные системы управления бизнес-процессами имеют модульный принцип. Каждый модуль ориентирован на управление каким-либо бизнес-процессом. Один из них, как правило, реализует автоматизированное управление кадрами. Иногда управление кадрами объединено с расчетом заработной платы в одном модуле.

Очень важным фактором является позиционирование приложения - является ли оно самостоятельным или входит в состав комплексной информационной системы (или автоматизированной системы управления предприятием). В последнем случае при выборе комплексной информационной системы задача управления кадрами не является определяющей.

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в последнее время на российском рынке появились интегрированные системы западных разработчиков, такие как R/3 (фирма "SAP"), "Baan" ("Baan"), "Oracle Applications" ("Oracle"). Эти системы отличаются полнотой поддержки всех аспектов бизнес-процесса, высоким качеством реализации, основанной на значительном опыте внедрений (прежде всего у зарубежных пользователей).Например, система R/3 поддерживает такие пока еще экзотические для нашей действительности функции, как:

?

? планирование мероприятий по повышению квалификации персонала с резервированием помещений на год вперед;

? учет снижения квалификации работника (влияющее на заработную плату) в зависимости от времени отсутствия постоянной практики;

? индивидуальное планирование карьеры работника;

отображение долгосрочных тенденций в потенциале сотрудников.

Основные претензии, которые можно предъявить к зарубежным программным продуктам, - это недостаточная адаптация их к российскому законодательству, ограниченная локализация (т. е. перевод на русский язык не всех элементов интерфейса) и очень высокая стоимость. Этих недостатков лишены корпоративные системы российских разработчиков.

Пакет "АТЛАНТ-КАДРЫ" фирмы "Атлант/Информ". Система предназначена для автоматизации учета кадров предприятий любой формы собственности, обладает открытостью, гибкостью и дружественным интерфейсом и состоит из нескольких подсистем: "База данных", "Выходные документы", "Справочная информация", "Бланки", "Документация на систему".В системе реализован типовой минимально допустимый комплекс задач, перечень которых приведен ниже.Подсистема "База данных":

?

? ввод данных и редактирование таблиц с информацией о сотрудниках;

? визуальный контроль информации;

просмотр архивной информации по уволенным сотрудникам.

Подсистема "Выходные документы":

?

получение, просмотр и печать типовых кадровых форм.

Подсистема "Справочная информация":

?

получение всевозможной справочной информации по кадровым вопросам.

Подсистема "Бланки":

?

получение, просмотр и печать уникальных для данной организации бланков и документов любых структур.

Подсистема "Документация на систему":

?

просмотр инструкции по работе с режимами системы.

Пакеты по управлению кадрами фирмы "INFIN". Пакеты этой фирмы ("Бухгалтерия", "Зарплата", "Склад", "Кадры", "Торговля", "Книга покупок и продаж", "Квартплата", "Офис-менеджер") построены по оригинальной структуре. Так, модуль "Бухгалтерия" имеет следующие модификации: "Мини", "Миди", "Макси", "Супер", "Элит", "Идеал", каждая из которых включает в себя определенный комплекс задач и расширяется соответственно от "Мини" до "Идеал".

Для управления кадрами предусмотрены три модификации, применяемые в зависимости от количества работающих:

?

? "Мини" - до 30 чел. с возможностью привязки к программам "Бухгалтерия", "Торговля" или "Зарплата";

? "Макси" - до 100 чел.;

"Супер" - без ограничения численности.

Пакет позволяет автоматизировать оформление:

?

? приема сотрудников;

? перемещения сотрудников;

? увольнения сотрудников;

? отпусков сотрудников;

? личных карточек;

подбора кадров.

Интерфейс предусматривает работу в двухоконном режиме. Для решения каждой задачи формируется отдельный экран, который разделен на две части: в левой - приводится название задачи и перечень требуемых для ее решения атрибутов; в правой - появляются по мере необходимости справочники (классификаторы или какие-либо пояснения).

Автоматизированное рабочее место "Учет личного состава" фирмы "Инфософт" предназначено для учета личного состава предприятий любого типа: государственных, совместных, бюджетных, акционерных. В программе реализованы следующие функциональные возможности:

?

? ввод основных сведений о сотруднике при приеме его на работу. Объем этой информации определяется руководством;

? ведение "истории" перемещений (назначений), повышения квалификации, аттестации, пребывания за границей, поощрений, наград, отпусков, увольнений;

? создание штатного расписания;

? создание классификаторов, списков, словарей;

формирование, просмотр и печать штатных выходных документов, в т. ч. списков и количества сотрудников, принятых или уволенных в заданном отрезке времени.

Модуль "Бизнес-кадры" интегрированного пакета "Галактика" АО "Новый атлант" - НТО "ТОП СОФТ". Комплекс задач "Учет и управление кадрами" входит в состав контура административного управления наряду с такими модулями, как "Финансовое планирование", "Календарно-сетевое планирование", "Анализ финансовой и хозяйственной деятельности", "Управление маркетингом", "Управление документооборотом". Имеет связь с задачей расчета заработной платы.

Для руководителя в подсистеме реализованы возможности:

?

? анализа кадрового состава по различным показателям;

? управления штатным расписанием с учетом изменения организационной структуры фирмы;

? использования специальных пометок для определенной информации о сотрудниках;

? проверки учета и организации технической и профессиональной подготовки кадров;

формирования широкого спектра запросов к базе данных и получения отчетов по ним с сортировкой, группировкой и обобщением данных.

Работники кадровой службы, используя контур "Учет и управление кадрами", решают следующие задачи:

?

? формирование базы данных (персональных сведений о сотрудниках, их назначениях, перемещениях, окладах, зарплате, надбавках, изменениях режима работы, отпусках, заболеваниях, предыдущей трудовой деятельности и др.);

? формирование ответов по запросу;

? составление стандартных отчетов;

составление штатного расписания.

Приведенный обзор ППП по управлению кадрами позволяет сделать следующие выводы.

1. Во всех пакетах реализован традиционный подход к проблеме автоматизации управленческих функций в кадровых службах. Акцент сделан на учет кадров и выдачу информации по запросам. Пакеты отличаются полнотой учетной информации, организацией запросной системы и интерфейсом.

2. Ни в одном из пакетов не предусмотрена связь с базами данных других организаций.

3. Во всех пакетах имеется режим (или документ) "Личная карточка". Однако содержание информации при этом не всегда соответствует утвержденной форме.

4. Ни в одном из пакетов не предусмотрено хранение архивной информации.

5. Практически все перечисленные пакеты требуют небольшого времени освоения: в пределах одной-двух недель. Исключение составляет пакет "Галактика - Бизнес-Кадры", для изучения и полного освоения которого потребуется не менее месяца.

6. Все пакеты, созданные в г. Москве, предоставляют услуги "горячей линии".

7. Ни в одном из пакетов не реализована возможность прямого импорта данных, подготовленных в других пакетах.

8. В ряд пакетов включена задача составления штатного расписания.

9. Практически во всех пакетах имеется задача расчета заработной платы.

10. Для решения ряда задач не всегда используются корректные алгоритмы. Примером может служить задача подбора кадров в составе пакета фирмы "INFIN": предлагается осуществлять эту процедуру, руководствуясь исключительно тем, что означает имя человека согласно народным приметам.