Функциональное управление организацией
До 30-х годов прошлого столетия внешняя среда, в которой развивался бизнес, была стабильной, мало подвижной. Управление организацией строилось на основе краткосрочного планирования и мероприятий текущего контроля. Экономика в государствах стабильно развивалась. Компании имели постоянных поставщиков и потребителей; рынки были относительно стабильны; производимая продукция удовлетворяла спрос. Темп научно-технического прогресса был невысоким.
Пример функциональной структуры организации
Суть функционального управления — контроль над исполнением сотрудниками их функций и строгое исполнение работниками указаний «эксперта».
Характерные черты функциональной организации
Характеристики | Технологически-ориентированная организация |
Продукт/ Услуги | Предлагается то, что возможно произвести |
Ассортимент предложения | Узкий |
Ценовая политика | Цена определяется исходя из затрат на производство и распространение |
Исследования и разработки | В основном — технические, направленные на улучшение продукта и снижение затрат |
Кредитование потребителей | Неизбежное зло. Минимизация долговых обязательств |
Продвижение продукта/услуги | Подчеркивает свойства продукта/услуги, качество и цену |
Упаковка и маркировка продукта | Защищает продукт, минимизирует затраты |
Функциональная модель строится на предпосылке, что работники обладают невысокой квалификацией, поэтому предлагаемые им задачи должны быть очень простыми. Более того, Адам Смит доказывал, что люди работают наиболее эффективно тогда, когда им предлагается для выполнения всего одна хорошо понятная им работа. Отсюда и следуют основные правила игры: иерархические организационные структуры, конвейерные технологии, управление по структурным элементам (подразделениям), взаимодействие через структурные элементы более высокого уровня и т. п.
Особенности функциональной структуры управления
формирование группы «экспертов», помощников руководителя, задача которых — распределять между сотрудниками исполнение технологических операций;
формирование группы помощников экспертов, они не отвечают за общую эффективность бизнес-системы, исполняя только те обязанности, которые им поручил руководитель — «главный эксперт»;
отсутствие горизонтальных связей между подразделениями;
лавинообразный рост согласований, усложняющих бизнес-процесс;
вовлечение большого количества работников, никак не влияющих на конечную эффективность бизнес-системы;
• концентрация функций и ответственности на руководителе и размывание их среди менеджеров.
Норма управляемости, т.е. научно обоснованное количество подчиненных, которых можно контролировать, составляет 5 ± 2 человека. Определяющий параметр эффективности — профессиональная квалификация руководителя, поскольку он сам распределяет сферы деятельности между подчиненными.
Относительно низкая норма управляемости объясняется тем, что руководителю (эксперту) нужно контролировать исполнение всех технологий, и при любых изменениях условий руководитель должен внести соответствующие корректировки в технологии, довести это до исполнителей и проконтролировать точность и корректность исполнения.
Главными недостатками функционального подхода являются следующие:
сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар или услугу;
отсутствие целостного описания такой технологии;
отсутствие ответственного за конечный результат;
высокие затраты на бесполезную работу: согласование, взаимодействие, контроль и т. п.;
отсутствие ориентации на клиента, на конечный результат.
Функциональные организации оказываются недостаточно гибкими и излишне иерархичными. В силу этого при динамичном изменении внешнего окружения и внутренних условий существенно увеличиваются затраты на координацию деятельности узкоспециализированных исполнителей. Отмеченные недостатки определяют границы применимости функциональных организационных структур:
постоянные поставщики и потребители;
стабильные рынки;
отработанный продукт, имеющий большой недифференцируемый спрос;
невысокий темп научно-технического прогресса;
отсутствие ориентированности на конечный результат.
Основным «потребителем труда» работника организации, построенной на основе технологических единиц, является его начальник. При этом повышение производительности труда, обусловливаемое специализацией деятельности, может нивелироваться высокими накладными расходами на координацию в случае изменения производственных условий, а также на входные проверки и контроль качества.
В 1929 г. разразился кризис. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки.
В США президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства. Теоретической базой такого курса стало учение выдающегося английского экономиста Д.М.Кейнса (1883 - 1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Это положение было реализовано в ряде крупных промышленных стран.
Механистический способ организации ставил во главу угла жёсткий контроль для обеспечения согласованности, предсказуемости и надёжности поведения участников внутри организации. Подобный контроль сдерживал творческие способности организации и ограничивал её реакцию на растущую потребность в разнообразии продукции
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели