4.5. Организация и состав офиса проекта
Для реализации функций управления проектами менеджеру и его команде требуется офис. Современное понятие офиса проекта включает в себя большое количество технических и организационных решений.
1. Помещение:
проектирование пространственно-планировочных решений – основных помещений головного офиса проекта;
проработка вопросов интерьера и внутренней отделки помещений, обустройства мебелью.
2. Оргтехника и вспомогательное оборудование:
устройства для организации документооборота;
организационные средства – доски для рисования, планшеты для календарных графиков, оборудование для проведения совещаний;
организационная техника – копиры, проекторы, уничтожители бумаги;
средства безопасности – сигнализация, регламентация доступов в помещение;
хозяйственный инвентарь и оборудование.
3. Программно-компьютерные комплексы, средства связи и телекоммуникаций:
компьютерная техника – сетевое оборудование, компьютеры, серверы, принтеры;
программное обеспечение;
средства связи – телефонные станции, телефонные аппараты, каналы связи, мобильные телефоны.
Программно-телекоммуникационная среда офиса опирается на развитое информационное обеспечение проекта, которое должно предоставлять возможность интегрированной обработки всех видов информации, циркулирующей в системе, в том числе документов, порожденных электронным и бумажным документооборотом: внешней и внутренней переписки, осуществляемой как в электронной, так и в бумажной форме. База данных документов должна быть элементом единой базы данных, информации и знаний команды проекта; она формируется как централизованный электронный архив документов (включающий, в том числе и бумажные оригиналы, и электронные копии оригиналов бумажных документов).
Прикладное программное обеспечение документооборота офиса проекта должно включать следующие ключевые компоненты:
систему управления хранением документов – программное обеспечение, реализующее функции управления единым документарным фондом проекта (централизованным архивом);
систему управления документооборотом – программное обеспечение, реализующее администрирование документооборота, управление маршрутизацией и движением документов, координацию и контроль документопотоков;
набор стандартных бизнес-приложений для подготовки документов – текстовых процессоров, электронных таблиц;
систему экспорта/импорта документов.
В качестве центрального управляющего блока программного обеспечения электронного офиса выступает система управления полномочиями пользователей, которая осуществляет разграничение доступа пользователей к информации (в том числе к документам различной степени секретности) и регламентацию доступа пользователей к функциям, предоставляемым системой.
Основные права и возможности проект-менеджера и природа самого проекта будут влиять на структуру офиса проекта. Наличие или отсутствие централизованной службы планирования и контроля операций также повлияет на организацию офиса. Кроме традиционной организации проектного офиса на практике используется виртуальный офис, под которым понимается сеть свободно взаимодействующих специалистов, находящихся в различных местах. Они разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, сотрудничества и координации. Объединение ресурсов при создании виртуального офиса проекта характеризуется территориальной независимостью, а сотрудничество членов команды организуется на время жизненного цикла проекта. Инфраструктура виртуального офиса проекта должна включать следующие составляющие:
сеть Internet;
международный стандарт для обмена данными, например по моделям продукции STEP (Standard for the Exchange of Product model data);
стандарты взаимодействия прикладных программ, например стандарты CORBA (Common Object Request Broker Architecture).
Программно-коммуникационная среда виртуального офиса опирается на непрерывную информационную поддержку жизненного цикла проекта. В западной методологии такая поддержка называется CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Сегодня CALS, по своей сути, — глобальная стратегия повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла проекта, продукта за счет информационной интеграции и преемственности информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла. Средствами реализации данной стратегии являются CALS-технологии, в основе которых лежит набор интегрированных информационных моделей: самого жизненного цикла и выполняемых в его ходе бизнес-процессов, продукта, производственной и эксплуатационной среды. Возможность совместного использования информации обеспечивается применением компьютерных сетей и стандартизацией форматов данных, обеспечивающей их корректную интерпретацию.
- С.Б. Вдовина, т.А. Агальцова управление инновационными проектами
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами
- Глава 1. Базовые понятия управления проектами
- 1.1. Понятие и классификация проектов
- 1.2. Проект как объект управления: содержание, участники и окружение проекта
- 1.3. Жизненный цикл проекта
- Содержание основных фаз и этапов разработки и реализации проекта
- Вопросы и задания
- Глава 2. Основные подходы к управлению проектами
- 2.1. Стратегический подход к управлению проектами
- Элементы стратегического управления
- 2.2. Функциональный подход к управлению проектами
- 2.3. Процессный подход к управлению проектами
- Вопросы и задания
- Глава 3. Методология управления инновационными проектами
- 3.1. Методы управления проектами
- 3.2. Проектный анализ
- 3.3. Проектные технологии
- Общая характеристика этапов и инструментов ств
- Вопросы и задания
- Глава 4. Организация управления проектами
- 4.1. Классификация организационных структур управления проектами
- Для реализации внутреннего автономного проекта
- 4.2. Схемы организационных структур и система взаимодействия участников проекта
- 4.3. Организационное проектирование
- Основные этапы формирования организационной структуры управления проектом
- 4.4. Формирование и управление командой проекта
- Рекомендации по созданию эффективных проектных команд
- 4.5. Организация и состав офиса проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 2. Управление инновационными проектами на прединвестиционной фазе жцп
- Глава 5. Формирование концепции проекта
- 5.1. Предпроектные исследования и разработки
- 5.2. Определение проектных целей
- Характеристики целей
- 5.3. Методы оценки инновационных проектов
- 5.4. Экспертиза и отбор инновационных проектов
- Проверочные списки
- Многокритериальная матрица отбора проектов
- Модель добавленной ценности
- Вопросы и задания
- Глава 6. Проектное финансирование
- 6.1. Особенности и источники инвестирования инновационных проектов
- 6.2. Методы инвестирования инновационных проектов
- Вопросы и задания
- Глава 7. Маркетинг инновационного проекта
- 7.1. Стратегия маркетинга в управлении проектами
- 7.2. Концепция и программа маркетинга проекта
- Сравнительная характеристика комплексов «4р» и «4с»
- Вопросы и задания
- Глава 8. Планирование и разработка инновационного проекта
- 8.1. Процессы и уровни планирования проекта
- 8.2. Параметры и характеристики проектных работ
- 8.3. Структура декомпозиции работ и структура организации
- Матрица ответственности
- Организационные ресурсы для разработки дисковода
- 8.4. Конструирование сетевых графиков
- 8.5. Правила построения сетевого графика «операции в узлах»
- 8.6. Процесс расчета параметров сетевого графика
- Пример построения сетевого графика для компьютерного проекта
- Информация для сетевого графика
- 8.7. Документирование плана проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 3. Управление инновационными проектами на инвестиционной фазе жцп
- Глава 9. Управление реализацией инновационного проекта
- 9.1 Процессы управления выполнением проекта
- 9.2. Организация и проведение торгов
- 9.3. Заключение договоров и контрактов
- 9.4. Мониторинг и управление работами проекта
- Вопросы и задания
- Глава 10. Управление завершением проекта
- 10.1. Аудит проекта
- 10.2. Закрытие проекта
- Вопросы и задания
- Раздел 4. Процессы управления инновационными проектами Глава 11. Управление персоналом и коммуникациями проекта
- 11.1. Управление человеческими ресурсами
- 11.2. Управление коммуникациями проекта
- Вопросы и задания
- Глава 12. Управление материальными ресурсами
- 12.1. Планирование ресурсов проекта
- Основные этапы управления материальными ресурсами проекта
- Матрица ресурсов по работам для разработки нового дискового устройства
- Управление закупками и поставками ресурсов
- Управление запасами
- Вопросы и задания
- Глава 13. Управление стоимостью проекта
- 13.1. Классификация затрат на выполнение проекта
- Основные методы управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта
- Смета затрат на выполнение проекта
- 13.2. Контроль стоимости проекта
- Вопросы и задания
- Глава 14. Управление временем выполнения проекта
- 14.1 Причины и методы сокращения времени проекта
- График стоимости времени проекта
- Вопросы и задания
- Глава 15. Управление качеством проекта
- 15.1. Основные аспекты управления качеством
- 15.2. Процессы управления качеством и документация по качеству
- 15.3. Планирование качества
- 15.4. Процессы обеспечения и контроля качества
- 15.5. Сертификация продукции проекта
- Вопросы и задания
- Глава 16. Управление проектными рисками
- 16.1. Процессы управления рисками
- 16.2. Качественный анализ проектных рисков
- Общая классификация рисков
- Виды потерь от реализации проектных рисков
- 16.3. Количественный анализ проектных рисков
- Методы анализа рисков проекта
- Вероятностный анализ рисков
- Экспертный анализ рисков
- Форма № 1 для экспертного анализа рисков
- Форма № 2 для экспертного анализа рисков
- Форма № 3 для экспертного анализа рисков
- Анализ показателей предельного уровня
- Анализ чувствительности проекта
- Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски
- Показатели чувствительности и прогнозируемости данных в проекте
- Матрица чувствительности и предсказуемости
- Анализ сценариев развития проекта
- Сценарии развития проекта
- Метод построения дерева решений проекта
- 16.4. Методы снижения рисков
- Нормы резервирования средств на непредвиденные расходы
- Вопросы и задания
- Глоссарий
- Список литературы
- Приложения
- Пример содержания устава проекта по разработке нового продукта
- Дерево альтернативных вариантов достижения стратегической цели
- Общая схема «дерево целей» для выбранного оптимального варианта достижения стратегической цели
- Логика планирования операций на этапе выполнения
- Общий вид полосовой диаграммы Ганта
- Структура дерева целей инновационного проекта