logo
Лекции_2012

Интерфейсные дуги

Вторым понятием методологии IDEF0 является понятие интерфейсной дуги (Arrow). Интерфейсные дуги часто называют потоками, или стрелками. С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.).

При этом дуги (стрелки), представляя множества объектов, в зависимости от того, в какую грань блока (прямоугольника работы) они входят или из какой грани выходят, делятся на пять видов:

Входные дуги изображают данные или объекты, изменяемые в ходе выполнения функции, т.е. объекты, используемые и преобразуемые функциями. Например, в процессе изготовления детали сырье трансформируется функцией обработать на станке и собрать.

Управляющие дуги изображают правила и ограничения, согласно которым выполняется функция. Обычно управляющие дуги несут информацию, которая указывает, что должна выполнять функция. Например, следующий шаг задания определяет, какие нужно выбрать инструменты, какие потребуются станки, и как инструменты и станки должны использоваться при изготовлении детали.

Выходные дуги изображают данные или объекты, появляющиеся в результате выполнения функции, т.е. изображают объекты, в которые преобразуются входы. Например, функциональный блок «обработать на станке и собрать» преобразует сырье в результаты обработки – детали.

Дуги механизмов изображают ресурсы, необходимые для выполнения работы, но не изменяющиеся в процессе работы (например, оборудование, людские ресурсы и т.д.). Механизмы изображают физические аспекты функции (склады, людей, организации, приборы).

Лекция 5

Дуги вызова (выходят из нижней грани работы) изображают связи между разными диаграммами или моделями, указывая на некоторую диаграмму, где данная работа рассмотрена более подробно.

Все работы и дуги (стрелки) должны быть именованы.

Дуги на SADT-диаграмме изображаются одинарными линиями со стрелками на концах. Так как в SADT дуги изображают объекты, они описываются (помечаются) существительными или существительными с определениями, располагающимися достаточно близко к линии дуги.

Сначала система моделируется как единое целое: один функциональный блок с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области моделирования (границ моделирования). Такая диаграмма называется контекстной и обозначается идентификатором «А-0».

Функциональный блок на контекстной диаграмме обозначается идентификатором «АО». Этот блок изображает границу системы: все, лежащее внутри него, является частью описываемой системы, а все, лежащее вне его, образует среду системы.