2. Типологии социальных групп
Формальные и неформальные группы
Большие и малые социальные группы
Одна из ключевых проблем в изучении социальных групп – это проблема величины группы. Как утверждает польский социолог Ян Туровский, с данной пробемой в свою очередь связаны три следующие: Каким может быть минимальное количество членов группы? Какое влияние оказывает количество членов группы на ее функционирование? Какое влияние оказывают групповые ценности и внутренняя организация группы на ее величину? Среди социологов ведутся дискуссии о минимальном количестве членов группы. Некоторые авторы утверждают, что социальная группа может состоять из количества не менее трех индивидов, поскольку только в этом случае можно говорить о множестве межличностных отношений. Другие считают, что достаточно и двух, и приводят в пример супружескую пару.
В социологии широко используется разделение социальных групп на “малые” и “большие”. К малых группам относят такие, в которых все члены могут вступать в непосредственные личные отношения (face-to-face). Естественно, что численность членов таких групп должна быть ограничена.
Социологические исследования подтвердили, что с ростом численности группы снижается активность участия ее членов в общей групповой деятельности. Снижаются также частота и уровень коммуникации. Поэтому большие группы могут существовать только создавая специальные групповые институты. Иначе говоря, как утверждает Я.Туровский, численность группы коррелируется с ее организацией. С ростом числа членов возникает необходимость создания специальных подгрупп и институтов. Выдающийся немецкий социолог Г.Зиммель утверждал, что именно поэтому некоторые группы стараются ограничить свою численность, чтобы сохранить собственное существование, и в качестве примера приводил аристократию в феодальном обществе.
Не могут быть большими неформальные группы, основанные на личных отношениях. Некоторые исследователи утверждают, что такие группы не могут превышать количества 5-6 членов. В случае далейшего роста они по-просту распадаются на новые отдельные группы.
Первичные группы
Термин «первичная группа» приобрел широкую популярность в научной литературе благодаря работе известного американского социолога и социального психолога Чарльза Хортона Кули (Charles H.Cooley), изданной в 1909 г. Впервые же этот термин использовали американские социологи А.Смолл (A.Small) и Д.Винцент (G.Vincent) еще в 1894 г. По мнению Ч.Кули, именно в таких первичных группах индивиды впервые в жизни переживают осознание самоидентификации с группой, которое проявляется в употреблении слова «мы». Под понятием первичной группы Ч.Кули понимал социальные группы, которые характеризуются сильной взаимной привязанностью индивидов, обусловленной тесными личными отношениями (face-to-face) и сотрудничеством. Первичность этих групп заключается в том, что они являются главным фактором в формировании социального самосознания и жизненных идеалов индивида. Вследствие тесных и непосредственных связей между индивидами происходит своеобразное слияние их индивидуальностей в совместную целостность до такой степени, что самостью конкретного индивида становится совместная жизнь и цели его группы. Наиболее простым способом определения такой группы становится местоимение «мы», это «мы» связано с взаимной симпатией и самоидентификацией членов группы.
Для первичной группы характерны следующие черты:
Непосредственные контакты между индивидами (face-to-face). В результате все члены такой группы должны лично знать друг друга. При этом структура группы не может создавать барьеров, делающих невозможными личные контакты всех со всеми.
Такие группы не могут быть слишком многочисленными.
Связи между членами группы не могут иметь специализированного или целенаправленного характера. Структура связей и зависимостей отличается взаимностью, что делает возможным достаточно свободное изменение функций, выполняемых членами группы, поскольку характер связей между ними является недостаточно жестко очерченным.
Первичные группы должны отличаться достаточной устойчивостью и долговременностью существования.
В первичных группах доминируют отношения личного характера.
Именно первичная группа передает индивиду первичные, основные социальные навыки, благодаря которым индивид приобретает способности и умения участия в социальной жизни. Ч.Кули выделил три типа первичных групп: семья, детская группа друзей и соседская группа взрослых.
Группы отнесения
Термин группа отнесения (reference group) впервые употребил в 1942 г. Герберт Хьюмэн (Herbert H.Hyman), который утверждал, что индивиды, занимающие подобные социальные позиции, субъективно осознают свой статус. Группа отнесения предоставляет индивиду критерии для самооценки, с ней индивид сравнивает себя с целью определения и оценки собственной социальной позиции. Группу, на основе которой человек себя оценивает, Г.Хьюмэн определил как группу сравнительного отнесения.
Cоциологи обычно выделяют два типа групп отнесения. В первом случае группа отнесения служит основой для оценки индивидом собственного поведения и ситуации, в которой он находится. Во втором случае группа отнесения является для индивида источником для усвоения норм, ценностей и образцов поведения.
Т.Ньюкомб (T.Newcomb) за главный критерий определения группы отнесения избрал не формальную принадлежность к ней индивидов, а знание ими доминирующих в данной группе ценностей. Принятие или отрицание этих ценностей формирует группы негативного и позитивного отнесения. Г.Келли (Н.Kelley) ввел различения групп нормативного отнесения и сравнительного отнесения. Группа, согласно Г.Келли, выполняет нормативную функцию только в том случае, если может награждать индивида за соблюдение групповых норм и наказывать за их нарушение.
В развитии теории групп отнесения значительную роль сыграл Самуэль Стоуфер (Samuel A.Stoufer), который проводил свои исследования среди солдат американской армии. Он выработал концепции относительного социального угнетения (relative depriwation) и относительной социальной привилегированности. Эти концепции раскрывали механизмы выбора индивидом группы нормативного отнесения. С.Стоуфер пришел к выводу, что сравнение индивида с разными группами приводит к двум противоположным состояниям: относительного социального угнетения (depriwation), или низкой самооценки, и относительной социальной привилегированности, или высокой самооценки. Отсюда уже следуют определенные зависимости:
1. Индивид, категория или социальная группа ощущают себя тем больше угнетенными, чем более сравнивают себя или их сравнивают другие с группой отнесения (укладом отнесения), занимающей самое высокое место в сравнительном отношении (обладания определенными чертами, умениями, предметами, достижениями и т.д.).
2. На группы нормативного отнесения, в сравнении с которыми человек или категория людей находятся на большой дистанции, сравнивать себя они не будут.
3. Зато будут ориентироваться на группы, угнетенные или привилегированные в подобной степени, и с ними будут себя идентифицировать.
4. Последствием чувства относительного социального угнетения и относительной социальной привилегированности становится принятие интересов и образцов поведения тех групп, с которыми происходит идентификация.
5. Из зависимости между степенью депривации и группой нормативного отнесения, или группой солидарности можно сделать социотехнические выводы. Не будет успешной социотехника воздействия на индивида, которая направлена на освобождение его от чувства угнетения с помощью уклада нормативного отнесения группы, индивида, ценностей или образцов поведения занимающих самые высокие позиции в данном укладе отнесения. Причиной этого является тот факт, что дистанция до места, занимаемого группой нормативного отнесения слишком велика, чтобы данный индивид мог уверовать в возможность ее преодоления и освобождение от угнетения. Такая попытка скорее приведет к тому, что угнетенный индивид еще более осознает собственное состояние и дистанцию, отделяющую его от освобождения.
6. Индивиды ищут свои группы нормативного отнесения среди индивидов, которые находятся на подобном уровне угнетения или привилегированности.
7. Более успешным будет указание как уклада нормативного отнесения индивида или группы с подобными исходными данными (способностях, образовании, квалификации), или бывших в подобном состоянии депривации, но сумевших исправить свое положение.
3. ПОНЯТИЕ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, руководитель обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа и какое место в ней занимает процесс руководства.
Термин «групповая динамика» был впервые использован в 1939 г. немецким ученым, представителем гештальтпсихологии К.Левиным в США, куда он был вынужден эмигрировать из нацистской Германии. К. Левин впервые сформулировал вывод о том, что в грyппах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К. Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
В 1945 г. при Массачусетском технологическом институте был создан центр по исследованию групповой динамики, основными задачами которого были изучение закономерностей групповой динамики, их теоретическое обобщение, а также развитие методов изменения жизни групп. В 1947 г. К.Левин скончался, и в 1948 г. Центр по изучению групповой динамики был перенесен в Мичиганский университет, где и существует до сих пор.
В современной литературе существует несколько значений термина «групповая динамика»:
1) это направление исследований малых групп;
2) метод их изучения, т. е. особый вид лабораторного эксперимента, используемый при проведении исследований социальных установок и межличностных отношений в группе;
3) совокупность динамических процессов, которые одновременно проходят в группе в определенную единицу времени.
Нас интересует третий подход к определению этого понятия, который рассматривает силы, структуру и процессы, действующие в группе по мере ее развития и изменения.
Три составляющих психодинамических процессов:
• межгрупповая динамика: цементирующий «вектор протеста», направленный на противостояние группы против тех, кто пытается нас «накормить этой дрянью»;
• собственно групповая динамика: эмоциональное поле с силовыми линиями взаимной поддержки;
• индивидуальная (внутриличностная) динамика: изменение суждений, появление внутреннего диалога «...зато дешевле...», изменение эмоционального отношения к проблеме и поведения в связи с этой проблемой.
К характеристикам групповой динамики относятся: цели и задачи группы; нормы группы; структура группы, групповые роли и проблема лидерства; групповая сплоченность; групповое напряжение; фазы развития группы.
Нормы группы представляют собой совокупность неписаных правил и требований, стандартов поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, что правильно и неправильно. Нормы направлены на то, чтобы подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. При этом в организации нормы могут иметь положительный и отрицательный характер.
Нормы можно разделить на две категории: а) нормы, которые изначально задает руководитель группы; б) нормы, выработанные группой.
Для того чтобы выполнялись нормы, предложенные руководителем, ему зачастую требуется прилагать для их соблюдения особые усилия. В противоположность этому нормы, выработанные самой группой, защищаются членами группы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам.
В группах могут возникать такие нормы, как защита неудачливого члена; защита молодого члена; подчинение руководителю, выбранному самими участниками из состава группы; стремление любой ценой обходиться без помощи других и др.
- Управление – искусcтво, знание или профессия.
- Предмет социологии управления. Пограничные научные дисциплины.
- Источники информации и методы исследования в управленческих науках и социологии управления.
- Понятие и сущность управления
- Управленческие роли и умения.
- Лекция 2 развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 1. Основные школы и направления в развитии управленческой мысли.
- 3. Развитие и основные идеи «классической» теория управления.
- 4. Бихевиористское направление в управленческой теории. Школа «человеческих отношений».
- 4. Школа социальных систем.
- Обязательная литература
- Понятие власти и источники власти.
- 2. Понятие лидерства. Лидер и руководитель
- 3. Концепция лидерских черт.
- 4. Стили управления
- 5. Гендерные аспекты лидерства
- Лекция 4. Организация и управление. Проектирование и моделирование организации
- 1. Сущность организации.
- 2. Типология организации.
- 3. Организация и внешнее окружение.
- 4. Организационная структура и критерии ее планирования.
- 5. Типология организационных структур
- 6. Бюрократическая и органическая модели организации
- 7. Делегирование полномочий и формализация как квалификаторы организационных структур.
- Лекция 5. Социальная группа и управление
- 1. Понятие социальной группы.
- 2. Типологии социальных групп
- 4. Структура социальной группы
- 5. Групповые роли.
- Типы поведения в группах
- Групповое напряжение
- 7. Фазы развития группы
- Продолжительность и интенсивность этих стадий изменяется от группы к группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи; в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.
- 8. Факторы, влияющие на групповую динамику
- 9. Исследование эффективности групп и команд
- Эффективная команда
- Неэффективная команда
- Понятие культуры, организационная культура.
- 2. Уровни и компоненты организационной культуры.
- 3. Функции и эффективность организационной культуры.
- 4.Типологии организационных культур.
- 5. Национальные аспекты организационной культуры. Типология г.Хофштеда.
- 6. Методы изучения организационной культуры
- 7. Изменение организационной культуры
- Лекция 7.
- 5. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- 1. Цель, задачи и функции управления чр.
- 2. Развитие специализации в области управления человеческими ресурсами
- 3. Задачи управления чр и оценка эффективности.
- 4. Особенности управления человеческими ресурсами в Японии
- Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
- 1. Основные направления в исследованиях мотивации персонала
- 4. Теории потребностей в управлении мотивацией. Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Теория Клейтона Альдерфера (Clayton Alderfer)
- 3. Удовлетворение от работы. Двухфакторная теория потребностей ф. Герцберга
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Карьерный рост
- 4. Познавательная теория. Концепция ожиданий в.Врума (Victora Vrooma).
- 5. Материальное стимулирование персонала Разработка систем материального стимулирования
- Различные системы оплаты труда
- Индивидуализация оплаты труда. Оценка заслуг
- Системы "участия в прибылях" Социальные выплаты и льготы
- Стимулирование труда управленческого персонала
- Принятие решений в управленческой деятельности
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- Что влияет на принятие решений?
- 3. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Оптимизация принятия решений
- Лекция 10. Управление инновациями
- 1. Понятие инновации.
- 2. Классификация инноваций.
- 3. Источники инновации и обобщенная модель инновационного процесса.
- Обобщенная инновационная модель
- Структуризация инновационного процесса
- 4. Факторы развития инноваций.
- 5. Современные подходы к организации научной инновационной деятельности в развитых странах мира.
- 6. Инновации и организационная культура.
- Стратегическое управление
- 1. Понятие стратегического управления.
- 2. Принципы стратегического управления.
- 3. Процесс стратегического управления организацией.
- 4. Сущность и понятие стратегии. Типология стратегий
- 5.Стратегическое управление в эпоху глобализации.
- Лекция 12.
- Управление конфликтами
- 1. Определение конфликта
- 2. Типы конфликтов.
- 3. Причины конфликтов и их компоненты
- 4. Стадии конфликта
- 5. Проблема деструктивности и позитивности конфликта
- Позитивные функции конфликта
- 6. Разрешение конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 7. Стили поведения в конфликтной ситуации
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Второй этап. Оценка конфликта
- Лекция 13.
- Новые направления в теории управления
- 1. Новая волна в управлении.
- 3. Сберегающий менеджмент (lean management).
- 4. Реинжиниринг.
- 5. Управление качеством.
- Управление знанием. Учащаяся организация.
- Лекция 14. Теория административно-государственного управления
- Литература
- 1. Становление науки административно-государственного управления
- 2. Американская школа административно-государственного управления
- 3. Теория административно-государственного управления в Великобритании
- 4. Французская школа административно-государственного управления
- 5. Теория административно-государственного управления в Германии
- Институт государственной службы: социологические аспекты
- Литература
- Тематика рефератов
- Организационные структуры и организационная культура государственного управления
- 1. Организационные структуры государственного управления.
- 2. Административная культура.
- 3. Дисфункции государственного управления и проблема коррупции
- 1. Регион как объект государственного управления
- 2. Региональная политика в сша
- 3.Региональная политика стран-членов ес
- 1. Теории местного самоуправления.
- 2. Основные модели местного самоуправления
- 3. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах.
- Скандинавская система
- 4. Становление местного самоуправления в республике беларусь