logo
курс лекций

4.7. Систематизация документов и их хранение.

Формирование дел в соответствии с номенклатурой

После исполнения документы следует хранить в со­ставе дел в соответствии с утвержденной номенклату­рой.

Делом называется совокупность документов (доку­мент), помещенных под одну обложку и относящихся к определенному вопросу деятельности организации — приказы министерства, переписка с банком, сметы ремон­та помещений и т. п.

Требования к формированию дел

Единые требования к формированию и оформлению дел изложены в Государственной системе документаль­ного обеспечения управления (ГСДОУ), которая утверж­дена Главархивом СССР от 25 мая 1988 г. № 33. Соглас­но ГСДОУ формирование дел должно осуществляться централизованно по месту регистрации документов.

Формирование дел должно отвечать следующим ос­новным требованиям:

оперативность поиска документов; надежность документационного обслуживания управ­ления; сохранность документов.

Требования к формированию дел:

Признаки заведения дел:

разновидности (протоко­лы, приказы, указания, акты).

Устав и другие учредительные документы формируют­ся в самостоятельное дело.

Протоколы общих собраний акционеров формируют­ся отдельно от протоколов заседаний Совета директоров.

Приказы по основной (производственной) деятельно­сти формируются отдельно от приказов по личному соста­ву.

Приказы по личному составу комплектуются в дела в соответствии со сроками их хранения.

Документы ограниченного доступа с грифом «Для слу­жебного пользования», «КТ» (коммерческая тайна)или «Конфиденциально» формируются в дела отдельно от ос­тальных документов организации.

При формировании дел с перепиской одним из решающих факторов является ее объем.

При небольшом объеме переписки заводится одно дело, содержащее входящие и исходящие письма и факсы. При дальнейшем возрастании объема целесообразно завести отдельные дела для входящих и исходящих доку­ментов. Далее входящую и исходящую переписку мож­но разделить на письма и факсы.

Оформление дел

Заголовок дела состоит из следующих элементов:

Пример

Характерными заголовками дел являются следую­щие: «Протоколы производственных совещаний ЗАО «Контакт» за 2002 г.», «Квартальные отчеты об ос­новной деятельности и капитальных вложениях за 2002 г.», «Переписка с ОАО «Эра» по строительству ав­тостоянки», «Приказы по основной деятельности за 2001 г.», «Решения Совета учредителей за 2001 год. Ко­пии», «Переписка с ЗАО «Элит» о поставке товаров за 2001 г.», «Документы (акты, контракты, перепис­ка) об аренде технических средств за 2001 г.», «Ак­ты, докладные записки, справки, характеристики, представляемые в судебные органы и милицию по уго­ловным и гражданским делам».

На обложке дела оформляют:

Номенклатура дел

Назначение номенклатуры — упрощать работу органи­заций, в которых имеется обширная документация. Это систематизированный перечень наименований дел, за­водимых в организации, с указанием сроков их хранения.

Номенклатура дел составляется для обеспечения опти­мального распределения документов в дела, то есть для обеспечения эффективного поиска документов, которые могут понадобиться в работе.

В небольших организациях, у которых нет структурно­го деления, составляется одна номенклатура.

В крупных организациях различают сводную номен­клатуру дел организации и номенклатуру дел структур­ных подразделений. Сводная номенклатура дел состоит из номенклатур дел структурных подразделений.