logo
экзамен охрана труда! (1)

2. Стандарт sa8000 «Соц ответственность»

Главным в понятии социальной ответственности должна быть добровольность вклада в социальную сферу, вне рамок определенного законом минимума. Концепция корпоративной социальной ответственности включает в себя:• корпоративную этику; • корпоративную социальную политику в отношении общества; • политику в сфере охраны окружающей среды; • принципы и подходы к корпоративному управлению; • вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом; • политику в отношении персонала. Первая версия стандарта SA 8000 была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency - CEPAA) и введена в действие с октября 1997 г. Второе издание SA 8000 введено в 2001 году. Данный стандарт оговаривает требования по социальной ответственности, чтобы позволить компании сертифицироваться по SA 8000. Стандарт считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют:• Общая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights), • Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child), • Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин, • конвенции и рекомендации Международной организации по труду (International Labour Office (ILO) Convention) и других служб по защите прав человека. В стандарте 4 раздела, первые три, из которых, общие. Четвертый раздел (Требования социальной ответственности) содержит 9 подразделов; восемь рассматривают требования к деятельности, основанные на международных нормах прав человека; девятый — требования к системам менеджмента — предназначен для использования применяемой ранее практики в организационных процедурах и действиях: 1. Детский труд 2. Принудительный труд 3. Здоровье и безопасность 4. Свобода ассоциаций и право на коллективный договор 5. Дискриминация 6. Дисциплинарные порядки 7. Рабочее время 8. Заработная плата 9. Системы менеджмента Стандарт обеспечивает определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняет стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. ССиЭМ (система социального и этического менеджмента), соответствующая требованиям стандарта SA 8000, является дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др. Их создание — это основа формирования интегрированной системы управления, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность предприятия. Классическая схема построения программы корпоративной социальной ответственности предусматривает пять основных этапов.Этап 1. Руководство определяет и документирует приоритеты социальной политики («Миссия, «Кодекс поведения» и т.п.)Этап 2. Реализация на практике приоритетов и принципов (комитеты по социальной ответственности при Совете директоров)Этап 3. Разработка программы подготовки персонала и партнеров по бизнесу.Этап 4 (ключевой). Разработка и внедрение программ социальной ответственности, основанных на добровольно осуществляемой деятельности компании в социальной, экономической и экологической сферах.Этап 5. Оценка социальных программ компании и доведение достигнутых результатов до широкого круга заинтересованных лиц.