5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
изделий. Метод Райта
Планирование затрат на инновационную деятельность тесно связано с финансовым планированием и планированием инновационных процессов. Расчеты плановых затрат достаточно трудоемки. Причем возможность и точность планирования затрат на инновационную деятельность существенно улучшаются по мере продвижения от фундаментальных исследований к освоению и промышленному производству продукции.
Планирование затрат на инновационную деятельность – это часть планирования инновационных процессов, включающая планирование целей и задач инновационных решений, путей, средств, необходимых для достижения поставленных целей, методов и этапов их достижения.
При планировании инновационных затрат применяются следующие методы:
нормативный;
параметрический;
метод прямого счета (калькулирования);
метод аналогов;
НИР-мультипликатор;
метод определения затрат по удельным технико-экономическим показателям;
метод Райта.
Нормативный метод основан на использовании максимально возможно числа различных норм и нормативов, по которым определяются длительности стадий, этапов, процессов; трудоемкости выполнения различных работ; материальных затрат; материальных запасов и незавершенного производства; оборотных средств; денежных затрат и эффективности. Нормативы могут устанавливаться в расчете на единицу объема работ или продукции, на единицу времени, на единицу целевого параметра (функции) создаваемого объекта и быть дифференцированы.
Метод предусматривает разбивку проекта на возможно более короткие работы, этапы, процессы, а также подготовку качественной нормативной базы.
Параметрический метод базируется на определении суммы затрат, исходя из задаваемых значений параметров инновационного объекта (размеров, производительности, скорости) и из нормативов затрат в расчете на единицу параметра. Может применяться для расчета затрат на проектирование и изготовление объектов или на весь комплекс работ.
Метод прямого счета состоит в детальном расчете затрат на каждый элемент объекта, на каждую операцию по каждой составляющей этих затрат. Например, заработной платы по тарифным ставкам и плановому количеству человеко-дней работников по отдельной операции. Такие расчеты возможны и целесообразны по небольшим объектам и работам.
Метод аналогов заключается в использовании данных о затратах по ранее выполненным инновационным работам, аналогичным планируемой. Базой при выполнении расчетов служат размеры затрат по отдельным элементам, этапам, процессам. При необходимости к затратам аналогов применяются поправочные коэффициенты, учитывающие внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность.
Применение метода аналогов оправдывает себя при планировании в условиях неопределенности содержания предстоящих работ. Параметрический метод целесообразен при установлении предельных затрат на создаваемые объекты с улучшенными потребительскими характеристиками. Практически все методы дополняют друг друга и могут использоваться параллельно при планировании затрат на один и тот же инновационный проект.
Метод НИР-мультипликатора позволяет определить потребность в инвестиционных затратах при осуществлении инновационной деятельности.
Метод определения затрат по удельным технико-экономическим показателям основан на предположении, что себестоимость нововведения изменяется пропорционально изменению основного технико-экономического параметра.
Планирование затрат в начале освоения новых изделий характеризуется высокими расходами материальных и трудовых ресурсов. По мере нарастания объема выпуска продукции стабилизируется технологический процесс, в результате повышенные затраты снижаются и достигают необходимой величины на уровне технически обоснованных норм [15].
Метод Райта. Зависимость между условно-переменными затратами или трудоемкостью, и порядковым номером изделия при освоении производства новой продукции установлена американским ученым Т. Райтом.
Она имеет вид степенной функции (рис.5.3) и выражается формулой (1):
,(1)
где у – условно-переменные затраты на изготовление х – ого изделия с момента начала выпуска данного вида продукции,
а – условно-переменные затраты на единицу изделия с начала освоения,
х – порядковый номер изделия с начала выпуска,
b – коэффициент крутизны кривой освоения.
Коэффициент крутизны кривой освоения b характеризует темп относительного снижения экономических показателей и зависит от новизны и сложности конструкции и технологического процесса, от степени готовности предприятия к освоению изделия. Для каждого предприятия значения коэффициента следует рассчитывать отдельно, используя для этого данные освоения производства ранее выпускаемых изделий.
tн, нормо-ч
t1 50
t2
40 t3
t4 30
20
10
tkNk
N1 N2 N3 N4 Nk N, шт.
Рис. 5.3. Динамика трудоемкости изделий в период освоения
производства новой продукции
Для характеристики процесса освоения новых изделий используют коэффициент освоения, который показывает, во сколько раз уменьшаются условно-переменные затраты при каждом удвоении числа выпущенных изделий (2):
,(2)
где ti – условно-переменные затраты i – го изделия,
t2i – условно-переменные затраты изделия после удвоения числа выпускаемых изделий.
Существует взаимосвязь коэффициента крутизны кривых и коэффициента освоения, которую можно выразить формулой (3):
, (3)
Таким образом, формула Райта отражает модель, которую следует использовать при планировании трудоемкости и себестоимости на этапе освоения производства нового изделия [19].
Общие затраты труда на производство новых изделий за период освоения T можно рассчитать по формуле (4):
,(4)
где t1, tk – трудоемкость одного изделия в начале и в конце освоения,
N1, Nk – количество изделий, выпущенных в первой партии в начале освоения и за весь период освоения.
При планировании общей суммы затрат на инновационную деятельность целесообразно использовать метод межфирменных сравнений или бенчмаркинг (benchmarking – от английского benchmark – база, отметка уровня). Данный метод состоит в поиске компаний, которые делают что-то лучше всех, и в изучении того, как они этого добиваются, – чтобы использовать полученные знания для соперничества с ними.
При управлении затратами на инновационную деятельности важное значение занимает учет и распределение инновационных затрат.
В рамках финансового учета существует несколько подходов к учету затрат предприятий на инновационную деятельность:
отнесение на затраты текущего периода (например, затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством; выплатой авторских вознаграждений; оплатой консультационных и информационных услуг; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, осуществляемые в ходе производственного процесса);
капитализация их в качестве нематериальных активов (например, затраты на НИОКР; расходы на приобретение лицензии и патентование объектов промышленной собственности) или основных средств (например, затраты на модернизацию или реконструкцию основных средств) с последующей амортизацией в течение периода полезного использования;
капитализация затрат с последующим погашением за счет чистой прибыли предприятия или внешних источников финансирования.
Первостепенную важность при учете инновационных затрат имеет источник погашения затрат (себестоимость продукции, чистая прибыль предприятия и т.д.).
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14