logo
экзамен охрана труда! (1)

29.Охрана труда как неотъемлемая составная соц ответственности. Определение и осн принципи соц ответствен-ти. Международные нормы соц ответ-ти.

Социальная ответственность – обязательства организации, учитывающие принятую ею ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом. Возникло и прочно утвердилось понятие о социальной ответственности организаций, которая в общем случае включает производство продукции и оказание услуг надлежащего качества, соблюдение прав персонала на труд, выполнение требований к безопасности и гигиене труда, к промышленной безопасности и охране окружающей среды, ресурсосбережению, участие в социальных мероприятиях и поддержке инициатив местного сообщества, добросовестное ведение бизнеса. В результате многие организации стремятся представить органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации документальные свидетельства своего ответственного отношения к социальной стороне собственной деятельности. Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях. Как известно, самым весомым свидетельством выполнения каких-либо требований в интересующей общество области деятельности принято рассматривать соблюдение стандартов, действующих в этой области, особенно, если оно подтверждено через сертификацию. В области социальной ответственности широко применяется стандарт SA 8000 «Social Fccountability – Социальная Отчетность” (приложение), разработанный на основе рекомендаций Международной организации труда. Он устанавливает требования к менеджменту социальной ответственности, но распространяется только на соблюдение прав персонала на труд и на требования по охране труда, не касаясь других сторон социальной ответственности бизнеса. Стандарт CSR/КСО-2008 охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Он устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд и охраны труда, социальных гарантий для персонала, производства продукции (услуг, работ) надлежащего качества, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества. Все эти требования сведены в 7 модулей, при этом модули «А» и «Ж» гармонизированы со стандартом SA 8000. В стандарт CSR/КСО-2008 включены только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной проверке. Выполнение требований стандарта CSR/КСО-2008 может быть подтверждено путем декларирования или сертификации в соответствии с правилами, действующими в странах, национальные организации по качеству которых присоединились к данному стандарту. Деятельность организации в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение следующих принципов: - соблюдение трудовых и социальных прав персонала; - исключение несчастных случаев в производстве; - защита жизни, здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации; - снижение вредных воздействий на окружающую среду; - экономное расходование невосполнимых ресурсов; - оказание помощи малоимущим группам населения. Успешное достижение этих целей должно способствовать: - повышению качества жизни персонала, местного населения и общества в целом; - повышению авторитета организации у потребителей, партнеров по бизнесу и других заинтересованных сторон; - улучшению отношений с центральными и местными органами власти, контрольными и надзорными органами; - улучшению отношений с населением, общественностью и средствами массовой информации.