logo
ГЭ_СД_МИР

2. Инновационно-методическая работа библиотек в современных условиях

Научно-методическая деятельность – вид библиотечной деятельности, направленной на повышение эффективности библиотечной работы, выявление и распространение лучшего опыта, инноваций, использование результатов научных исследований. Включает две составные части: методическую работу самих библиотекарей; оказание методической помощи со стороны методических центров. Родственные понятия: методическая деятельность, методическое обеспечение, методическая помощь, методический труд.

Методическая деятельность как система состоит из следующих элементов: субъект, объект, принципы, функции, направления, формы, цель. Субъектом выступают методист, методическое подразделение, библиотека – методический центр. Объект – библиотекарь, структурное подразделение или библиотека, сеть библиотек.

Принципы: научность (в основе – результаты НИР); активность (не ограничиваться только выполнением запросов), рекомендательность (отсутствие директивности), оперативность, дифференцированный подход (учет специфики типов и видов библиотек, их условий, уровня квалификации и опыта библиотекарей).

Функции: аналитическая (изучение и мониторинг библиотечной практики); информационная (сбор, переработка и распространение информации, обратная связь); педагогическая (обучающая, касается обучения, повышения квалификации и переподготовки библиотечных работников); организаторская (сбор и обработка отчетности библиотек, разработка программ и проведение различных мероприятий пр.). Все функции взаимосвязаны.

Формы методической работы: традиционные (консультации, методические материалы, семинары библиотечных работников, практикумы, научно-практические конференции, стажировки, школы передового опыта, обследования библиотек и т.д.); новые (клубы профессионального общения, творческие лаборатории, тренинги, деловые игры и т.д.).

Цель методической работы – методическое обеспечение деятельности библиотек, заключающееся в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое» лицо (А. Н. Ванеев).

Основные направления методической работы библиотек: оказание оперативной помощи на основе анализа и мониторинга; изучение и внедрение инноваций; переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.

В нашей стране сложилась система методических центров ведомственного и территориального уровня. Каждая сеть библиотек имеет центральную (головную, базовую) библиотеку (например, Научная библиотека МГУ – для вузовских, ГПНТБ – для научно-технических и технических, ГПНТБ СО РАН для академических библиотек Сибири и Дальнего Востока). Для общедоступных публичных библиотек методическими центрами являются городские и районные центральные библиотеки ЦБС, областные (краевые) библиотеки.

Методическая работа в системе инновационного менеджмента. Эволюция сущности, функций, содержания, организации и стиля методической работы. Сущность методической работы – обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле «управление изменениями», которое означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое и осуществляется в три стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление. Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать работу в соответствии с концепцией маркетинга. Содержанием методической работы на современном этапе должно стать управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.

Переход к управленческому консультированию как перспективная тенденция развития методических служб (И. М. Суслова).

Новые информационные технологии в методической работе. Применение компьютерных программных средств создания текстов (текстовый процессор Word), таблиц (Excel), презентаций выступлений (Power Point), web-страниц, управления перепиской и личными сведениями (Microsoft Outlook), архивации и сканирования (Fine Rider), настольной издательской системы Microsoft Publisher и др.

Библиографический список:

1. Бачалдин, Б. Н. Менеджмент в научно-методической работе: в помощь библиотекарю / Б. Н. Бачалдин, Л. М. Инькова. – Москва, 1993. – 255с.

2. Бачалдин, Б. Н. Научно-методическая работа / Б. Н. Бачалдин // Библиотечная энциклопедия. – Москва, 2007. – С. 697 – 701.

3. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности : учебное пособие / А. Н. Ванеев ; СПб ГУКИ. – Москва : Профиздат, 2000. – 144с.

4. Ванеев, А. Н. Нужно ли библиотекам методическое руководство? / А. Н. Ванеев // Научные и технические библиотеки. – 1999. – № 8. – С. 4 – 14.

5. Ермакова, В. А. Методическая работа в ЦБС / В. А. Ермакова. – Челябинск, 1991. – 117 с.

6. Кормишина, Г. М. О сущности и роли методической деятельности / Г. М. Кормишина // Библиотековедение. – 1998. – № 1. – С. 71 – 76.

7. Паршукова, Г. Б. Научно-методическая работа библиотекарей на персональном компьютере : учебно-методическое пособие / Г. Б. Паршукова ; ГПНТБ СО РАН. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск, 2003. – 95 с.

8. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2001. – 439 с. – С. 339 – 353.

9. Суслова, И. М. Менеджмент в современной библиотеке : научно-методическое пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – Москва : Либерея, 2004. – 175 с. – Гл. 5.

10. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента : учебно-практическое пособие / И. М. Суслова. – Москва : Либерея, 2000. – 232 с. – Гл. 10.

11. Суслова, И. М. Профессионализация методической библиотечной деятельности / И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. – 1995. – № 5. – С. 3 – 13.