Глоссарий
ПОВЕДЕНИЕ , присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле и т. д.), с сер. 20 в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
Текст
При этом потребность есть некоторая особая, социализированная форма нужды, адекватная "статусу, образованию, культурному уровню и даже менталитету человека". Согласно определению А.Соколова, "потребность – это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности".
А. Маслоу обосновывает иерархическую структуру потребностей индивида, определяющих характер мотивации его поведения. Согласно его теории, получившей широкое признание в социальной психологии, человеческие потребности образуют своеобразную пирамиду – от низших – физиологических (жажда, голод, сон, половое влечение, убежище), через потребность в безопасности (защищенности) и социальные потребности (в дружбе, любви, причастности) к высшим – потребностям в уважении и самореализации. Человек сначала имеет мотив к удовлетворению низших, наиболее важных потребностей. По мере удовлетворения они перестают быть движущим мотивом, и на смену ему приходит новый мотив, опирающийся на актуализацию потребностей более высокого уровня.
Как видим, в пирамиде потребностей Маслоу коммуникативные потребности в явной форме отсутствуют, что обусловлено природой неразрывно связанных с ними коммуникативных целей, как целей вторичных, обеспечивающих.
Наиболее общие цели личности, связанные с удовлетворением ее важнейших потребностей называются терминальными (от terminal – окончательный) целями. Для их реализации она вступает во взаимодействие с внешней средой, в том числе в коммуникацию с другими личностями и общностями. В этом взаимодействии терминальные цели личности преобразуются в цели иного, обеспечивающего характера. Эти цели называются инструментальными. К их числу относятся ориентация во внешней среде, адаптация к ней, контроль и управление средой. Через достижение этих целей индивид в данном взаимодействии удовлетворяет свои потребности.
Коммуникация, как вид социального взаимодействия, таким образом, функционирует на уровне реализации инструментальных целей личности. В результате наиболее общими целями коммуникативной личности, определяющими мотивы вступления ее в коммуникацию, являются:
ориентация во внешней среде;
контроль среды;
адаптация к среде;
управление внешней средой.
Личность в конкретной ситуации становится коммуникативной личностью в том случае, когда имеющаяся у нее актуализированная потребность может быть удовлетворена не прямо, а опосредованно, через коммуникативное действие. Таким образом возникает коммуникативная потребность - потребность в коммуникативном действии как способе удовлетворения некоторой базовой потребности субъекта. Уточняя дефиницию А.Соколова, представляющуюся нечеткой из-за отождествления понятий "состояние" и "содержание" сознания , определим коммуникативную потребность как реакцию психики субъекта на несоответствие между своим наличным и комфортным состоянием, направленную на преодоление этого несоответствия через осмысленное информационное взаимодействие с психиками других субъектов.
Абилитационный компонент коммуникативной личности (от англ. ability – способность, возможность сделать что-либо) составляют коммуникативные возможности и способности личности. Здесь представлены психофизиологические и собственно психологические характеристики личности как субъекта коммуникации.
Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются:
перцептивность – способность перцепторной системы (органов чувств для индивидуального субъекта) субъекта воспринимать сигналы внешней среды;
рефлективность – способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;
скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;
внимательность, способность концентрировать внимание;
кратковременная и долговременная память;
способность к обработке массивов информации различного объема;
способность к эмпатии;
обаяние – способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации;
способность к интроспекции и коммуникативная рефлексивность – способность к наблюдению за своим коммуникативным поведением и к его анализу;
транзмиттивность (от англ. transmittion – передача, перенос) – способность субъекта передавать сообщение;
врожденные и приобретенные психологические, качества, связанные со способностью к коммуникации – темперамент, агрессивность, экстраверность/ интравертность, локус контроля и др.
Ресурсно-когнитивный компонент коммуникативной личности ("коммуникативное знаю") – это освоенный личностью информационный ресурс в области организации и осуществления коммуникации, ее знания, обеспечивающие диапазон возможностей функционирования как коммуникативного актора.
Данный компонент составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования. В структуру ресурсно-когнитивной составляющей входят:
знание правил кодирования, кодов и кодовых систем обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия (овладение семантическим измерением семиозиса используемых языковых систем);
знание правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов (овладение синтаксическим измерением семиозиса используемых языковых систем);
знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях (овладение прагматическим измерением семиозиса используемых языковых систем);
знание основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т.п. для определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации;
знание характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение;
знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации;
Следует понимать, что названные составляющие ресурсно-когнитивного компонента коммуникативной личности у конкретного субъекта коммуникации могут быть выражены по-разному, а некоторые в силу пробелов в образовании или иных причин – отсутствовать вообще.
Операциональный (от англ. operational – практический, действующий, готовый к работе) компонент коммуникативной личности ("коммуникативное умею") составляют ее практические коммуникативные навыки и умения, связанные с качеством воплощения абилитационного и когнитивного компонентов в реальных ситуациях субъект-субъектного информационного взаимодействия. По существу "коммуникативное умею" означает умение субъекта пользоваться своими возможностями ("коммуникативным могу") и знаниями ("коммуникативным знаю") для осуществления эффективного взаимодействия с другими субъектами. Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности.
Структура операциональной составляющей складывается из следующих элементов:
умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств;
практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умение кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации;
умение выстроить дискурс в соответствии нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации
умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации
умение выбирать каналы коммуникации, адекватные цели коммуникатора и релевантные ситуации взаимодействия;
умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оценивать его (навыки коммуникативной интроспекции и рефлексии)
умение оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнера по общению;
умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.
В результате трансакционная модель коммуникативной личности может быть представлена в следующем виде.
Схема сфера – хочу – могу – знаю – умею.
В данной модели коммуникативная личность может выступать в любой коммуникативной функции – и как коммуникатор и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты коммуникативной личности.
Например, если речь идет о личности коммуникатора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операциональных характеристик такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации и культурными особенностями аудитории. Если же рассматривается личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, наконец, операциональные характеристики, замкнутые на умение определить характеристики ситуации общения, оценить коммуникативную компетентность коммуникатора, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.
Коммуникативная личность реализуется в коммуникативном поведении, которое представляет собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта как в качестве источника, так и получателя сообщений. С другой стороны, коммуникативное поведение – это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели посредством коммуникации с другими субъектами. Коммуникативное поведение представляет собой единственную реальную форму бытия коммуникативной личности. Коммуникативная личность как вещь в себе, как система, замкнутая сама на себя, невозможна. Именно коммуникативное поведение и дает характеристику коммуникативной личности. Но характеристику неполную и непрямую. Следует понимать, что коммуникативное поведение личность является функцией не только ее внутреннего коммуникативного потенциала, но также и ситуации общения, а также поведения ее партнеров по коммуникации. Коммуникативное поведение может быть явным и латентным, прямо наблюдаемым и выявляемым лишь косвенными способами. Поэтому для оценки коммуникативной личности недостаточно только фиксации ее коммуникативных практик. Необходимы также специальные процедуры, входящие в эмпирический арсенал психологии и социологии.
- 1. Сущность процесса коммуникации
- 1.1 Общее понятие. Классификация. Роль
- 1.2 Анализ этапов коммуникационного процесса. Барьеры
- 2. Коммуникация как функция управления
- 2.1 Коммуникативное поведение руководителя
- 2.2 Реализация коммуникационной деятельности в организации
- Глава 4
- Философия заказа:
- Глоссарий
- Исследование коммуникативных способностей личности менеджера в управленческой деятельности
- Введение
- 1. Теоретические основы исследования влияния уровня развития коммуникативных способностей в управленческой деятельности
- 2.2 Организация экспериментальной работы
- 1. Теоретические основы исследования коммуникативных способностей в управленческой деятельности
- 1.1 Проблема изучения коммуникативных качеств личности
- 1.2 Коммуникативные качества личности
- 1.3 Формирование коммуникативных способностей менеджера в управленческой деятельности через деловое общение
- 2. Методики исследования коммуникативных способностей менеджеров
- 2.1 Общая характеристика методов исследования коммуникативных, способностей менеджеров
- 2.2 Методика «Общепсихологическая типология личности» г. Айзенка [28]
- Тест выделяет следующие индивидуальности личности человека:
- 2.3 Методика «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) [30]:
- 2.4 Методика «Стиль делового общения» (в.Н. Лаврененко) [29]
- 2.5 Коорекционная методика «Тренинг делового общения» (в.П. Шейнов) [41]