2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
В основе процессного подхода лежат понятия: операция, процессный объект, процесс, бизнес-процесс и основные операции.
Самые простые составляющие отдельной задачи - это операции, которые, в свою очередь, являются основными составляющими процессов.
Операция – действие, необходимое для выполнения определённой работы.
Процесс – это завершённая, с точки зрения содержания, временной и логической очерёдности, последовательность операций, необходимых для обработки экономически значимого объекта.
Процессный объект – это объект, формирующий процесс. Например, процесс проверки счетов формируется на основе объекта «счёт-фактура». Дополнительно в процессе могут быть задействованы другие объекты, например, объект «заказ на поставку», с которым сверяется счёт-фактура.
Модель цепочки создания добавленной стоимости (Value Chain) разделяет операции бизнес-процессов предприятия на основные и вспомогательные.
Основные операции – операции по созданию добавленной стоимости, то есть имеющие непосредственное отношение к производимому продукту или услуге и, тем самым, влияющие на финансовый результат предприятия (производство продукции, сбыт, логистика поставок и т.п.).
Вспомогательные операции – операции, которые не имеют непосредственного отношения к производимому продукту или услуге, однако без них невозможно выполнение основных операций (управление персонал, учёт и отчётность, обработки информации и др.).
Бизнес-процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности.
При переходе к процессно-ориентированному управлению организацией – управлению бизнес-процессами за основу принимаются объективные экономические взаимодействия, предполагающие наличие двух субъектов — покупателя и продавца (производителя и потребителя, заказчика и исполнителя или других подобных пар).
Без экономических взаимодействий продукт труда не может принять форму товара или услуги. Наличие потребителя — основное экономическое условие существования БП. Если у БП нет потребителя, то возникает вопрос: а кому этот процесс нужен? С другой стороны, если есть потребитель, то должен выполняться некоторый процесс, ориентированный на наилучшее удовлетворение имеющихся потребностей конкретного потребителя.
Если продукт труда или услуга перемещается за границу организации, то имеются традиционные участники рыночной, или контрактной, системы.
Подобный подход можно перенести внутрь организации. Внутри организации можно выделить производителей и потребителей продукции или услуг. При этом не важно, принимают или нет экономическую форму взаимоотношения между внутренними производителями и потребителями, т.е. не обязательно существование рыночных или договорных отношений между ними.
Все внутренние потребители могут являться элементами внутриорганизационной иерархии. На данной методологической базе может быть построена принципиально иная структура организации. В этой структуре соотношения между элементами должны определяться не бюрократическими взаимоотношениями в технологической или функциональной сферах, а исходя из совместного участия в реализации бизнес-процессов.
Таким образом, первое важное понятие при рассмотрении процессного подхода является потребитель - субъект, получающий результат бизнес-процесса. Потребитель может быть:
внутренний - находящийся в организации и в ходе своей деятельности использующий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;
внешний - находящийся за пределами организации и использующий или потребляющий результат деятельности (выход) организации.
Для управления процессом необходимо назначить должностное лицо – владельца процесса, ответственного за выполнение процесса и его результат. Чтобы владелец процесса мог управлять процессом, в его распоряжение должны быть выделены механизмы, необходимые для проведения процесса, делегированы права и полномочия.
Выход (продукт) — материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.
В случае, если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход (продукт, услуга) процесса также может использоваться в качестве механизма при выполнении другого процесса. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, документация, информация (в том числе отчетная), персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.
Вход бизнес-процесса — продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход.
Вход всегда должен иметь своего поставщика. К входам процесса могут относиться: сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.
Механизм бизнес-процесса — материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса.
К механизмам процесса могут относиться: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и пр. Владелец процесса в ходе планирования и управления процессом производит распределение и перераспределение механизмов для достижения наилучшего результата процесса. Отнесение информации одновременно ко входам и механизмам процесса не является ошибкой.
Существует еще несколько признаков, по которым можно отнести объекты к категориям входов или механизмов.
Механизмы процесса:
находятся под управлением владельца процесса;
их объем планируется на большое количество циклов или длительный период работы процесса.
Входы процесса:
поступают в процесс извне;
их объем планируется на один или несколько циклов работы процесса, или выпуск определенного объема продукта.
В литературе входы и механизмы БП часто объединяют вместе, называя их ресурсами. Привлечение и использование ресурсов в БП порождает затраты. Возможность соотнесения этих затрат с получаемыми результатами и выделяет БП в самостоятельную экономическую единицу организации.
Выходы, входы и механизмы являются материальными объектами и должны обозначаться существительными.
С учётом рассмотренных понятий можно дать следующее определение бизнес-процесса:
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (работ), преобразующих входы в выходные результаты, имеющие ценность для конкретного потребителя.
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели